Кто заплатит за скоростную магистраль?

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Кто заплатит за скоростную магистраль?

18.11.2021 в 18:35 | время чтения: 6 мин.

Высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая должна будет связать Москву и Санкт-Петербург, спроектирована, на картах проложен точный маршрут. Однако, как и кем будет финансироваться эта грандиозная стройка, которая обойдется стране почти в 2 трлн рублей, пока не совсем ясно.

В 2022 году должно начаться строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт–Петербург — Москва. Если всё пойдёт по плану, то добраться из одной столицы в другую уже в 2026 году можно будет за 2 часа с небольшим. Но, как и инициаторам любой мегастройки, инициаторам строительства магистрали придётся учесть факторы, которые могут отсрочить реализацию проекта создания ВСМ.

Давно забытое старое

О высокоскоростной магистрали между двумя столицами России задумывались еще в 60-е годы прошлого века, а первый проект трассы был предложен ещё в конце 1990–х. Однако петербуржцам он запомнился лишь огромной ямой у Московского вокзала, из которой уже в нулевые годы затем вырос торговый центр «Галерея». Тем не менее, именно те задумки положили начало дискуссии о необходимости развития ВСМ в России.

И вот спустя почти 30 лет проект наконец–то согласован, и уже в следующем году начнётся строительство первых участков железнодорожной магистрали. За 5 лет планируется проложить 679 км путей.

В Петербурге маршрут ВСМ будет выглядеть следующим образом. Старт возле Московского вокзала, затем вдоль существующей трассы Октябрьской железной дороги. Далее пути планируется разместить между Южной ТЭЦ–22 и Ижорской промышленной площадкой. В Ленинградской области маршрут пройдёт по территории Тосненского района, где будет построена новая железнодорожная станция.

Высокоскоростные поезда будут следовать через Великий Новгород, Торжок и Тверь. Трасса условно делится на четыре участка. Первый — от Петербурга до Обухово длиной 12 км. На его строительство планируется выделить 62 млрд рублей. Второй участок — от Обухово до Торжка протяжённостью 440 км, он обойдётся в 950 млрд рублей. Треть средств на строительство этой части ВСМ планируют привлечь через инвестиции внебюджетных источников.

Третий участок от Торжка до станции Крюково длиной 184 км предварительно оценивается в 440 млрд рублей, а оставшиеся 43 км от Крюково до Москвы — в 246 млрд рублей. Таким образом, вся трасса потянет на 1,7 трлн рублей. Но, учитывая пятилетний срок реализации и неизбежную инфляцию, в итоге обойдётся ещё дороже.

За такое время — такие деньги?!

За эти деньги, а стоимость проекта равна двум годовым бюджетам Петербурга, предлагается запустить поезд, который будет преодолевать расстояние между двумя столицами за 2 часа 15 минут. «Сапсан» сейчас преодолевает это расстояние за 3,5 часа, то есть выигрыш во времени составит 1 час 15 минут. Закономерно возникает логичный вопрос – а стоит ли тратить такие огромные деньжищи ради того, чтобы сэкономить в пути всего 1 час и 15 минут? Ведь те, кто будет ездить на этих поездах, не работники МЧС, они не торопятся на тушение пожара, не спешат помочь гибнущим в катастрофах или стихийных бедствиях. И для них не такая уж большая беда, если из Москвы в Питер они приедут всего лишь на час с лишним позже. Раньше «Красная Стрела» выходила из Питера на Москву в ночь, пассажир ложился спать, а утро встречал уже в столице. И никто ведь от этого не страдал.

Сейчас, как пишут в СМИ, в правительстве идёт разговор о возможной замене проекта ВСМ на проект по дополнительному грузовому ходу по этому направлению — это был бы вполне рабочий вариант. Туда бы вернулись и товарняки, и местные электрички, количество которых в своё время заметно сократили под «Сапсаны». Потребность в пассажирских перевозках по этому направлению большая, и не только между Петербургом и Москвой, но и по другим городам и населенным пунктам.
Дорога из золота?

Строительство ВСМ к тому же несёт в себе ряд рисков для РЖД. Основные из них — это возможный дефицит рабочей силы, а также подорожание строительных материалов. Ещё один фактор — распространение инфекций. В условиях локдаунов путешествия, мягко говоря, нецелесообразны. Представители РЖД в числе рисков также называют возможный перенос сроков производства высокотехнологических изделий, необходимых для запуска ВСМ.

Важным вопросом является правовой статус объекта. Пока что в российских законах нет упоминания высокоскоростного железнодорожного транспорта, что юридически не позволяет его эксплуатировать. Для этого в законодательство необходимо внести ряд определений, которые будут описывать основные элементы ВСМ. А это может занять по времени до 2–3 лет. Кроме того, РЖД надеется на ускорение процедуры передачи земли для строительства, иначе ранее озвученные сроки реализации проекта могут быть серьёзно сдвинуты.

Если посмотреть с другой, положительной, стороны, то строительство ВСМ обеспечит работой 250 тыс. человек. Эксперты подсчитали, что при успешном запуске магистрали за первые 10 лет своего функционирования высокоскоростная трасса может обеспечить прирост ВВП более чем на 4,5 трлн рублей. Пассажиропоток магистрали к 2030 году прогнозируется на уровне 23 млн человек.

Но все-таки главной проблемой, несмотря на одобрение ВСМ, остаётся поиск источников финансирования. Министр финансов РФ Антон Силуанов ответил, что ввиду возможной коммерческой окупаемости проекта в бюджет на 2022–2024 годы затраты на него включены не были.

РЖД такой проект самостоятельно не сможет реализовать

Поэтому в настоящее время в корпорации просчитывают финансовую модель проекта, а уже после приступят к поиску инвесторов. Кроме крупных российских компаний ими могут выступить и международные организации, к примеру, банки развития, которые специализируются на выделении кредитов под крупные инфраструктурные проекты.

Есть вопросы, связанные с размещением пассажирских терминалов. Если в Москве быстро определили, что новый вокзал будет располагаться недалеко от Ленинградского вокзала, то в Петербурге решить этот вопрос оперативно не получается.

Вокзал сейчас планируют разместить на месте бывших складов Кокоревых на Лиговском проспекте, что вызывает протесты градозащитников, так как под снос пойдёт целый комплекс исторических зданий. Чтобы реализовать проект, придётся корректировать законодательство, так как сейчас их снос в этом месте запрещён.

Кроме того, у вокзала будут проблемы с транспортной доступностью из–за высокой загруженности Лиговского проспекта, которая с запуском ВСМ только возрастёт. Сейчас в планах Смольного строительство новой станции метро «Лиговский проспект — 2», которая станет частью северо–восточного участка Красносельско–Калининской линии. Насколько это позволит разгрузить будущий пассажиропоток, пока не понятно. К тому же нынешняя печальная ситуация со строительством станций метро в Питере всем известна, и когда, в каком году появится «Лиговский проспект – 2», никто сейчас сказать не сможет.

Первый блин не должен получиться комом

Важным фактором станет цена проезда по высокоскоростной дороге. Сейчас эксперты считают оптимальной стоимость проезда по ВСМ на 10–15% выше стоимости «Сапсана».

Однако если возможное удорожание проекта будет включено в цену билета, разговоры о его окупаемости и доступности для двух десятков миллионов человек могут стать неактуальными. По планам министерства транспорта первые поезда по ВСМ начнут курсировать уже в 2026 году.

Несмотря на все нюансы и пока неразрешимые проблемы, проект высокоскоростной железнодорожной магистрали сегодня стратегически важен. ВСМ уже давно перестали быть недостижимой мечтой, а в ряде стран — к примеру, азиатских — они стали частью повседневной жизни миллионов людей.

Дополнительный транспортный канал между двумя основными городами поспособствует росту инвестиций, а также созданию новых проектов. Более того, если запуск ВСМ Москва — Петербург будет успешным, то это позволит начать развивать и модернизировать другие железнодорожные направления России. Высокоскоростная магистраль станет образцом, примером для бурного строительства других таких же современных магистралей в стране. Первым блин может получиться комом, но все организаторы, инициаторы и проектировщики надеются, что этого не случится.

ОАЗ

Поделиться с друзьями