Госдума предлагает ограничить «недружественную» рекламу - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Госдума предлагает ограничить «недружественную» рекламу

13.08.2022 в 11:53 | время чтения: 4 мин.

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий дополнить ФЗ «О рекламе» принципиально новыми механизмами регулирования «цифровых рекламных конструкций и объявлений».

Автор проекта считает, что нововведения, в первую очередь, должны обеспечить национальную информационную безопасность. При этом критики опасаются, что принятие документа заметно снизит прозрачность и стабильность рекламного рынка.

Автор законопроекта — депутат Артем Кирьянов, член фракции «ЕР», избранный по избирательному округу № 134 (Новгородский – Новгородская область).

По его мнению, именно наружная реклама на цифровых носителях на сегодняшний день является наиболее уязвимым сектором в информационной сфере.

В том числе — цифровые табло в транспорте, электронные доски с объявлениями, уличные электронные рекламные установки и т. д.

Все эти площадки, считает г-н Кирьянов, могут быть использованы для нанесения ущерба интересам РФ, ее физическим и юридическим лицам как намеренно, представителями недружественных стран, так и просто в результате хулиганских действий.

Представляя 15 июля Законопроект № 160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» на заседании Госдумы, Артем Кирьянов мотивировал актуальность нововведений необходимостью «суверинизации» рекламного рынка, поскольку с 90-х годов он перенасыщен зарубежными игроками.

В пример он привел деятельность голландской компании «Авито», которой, по данным депутата, сегодня принадлежит 41% всех электронных досок объявлений в России.

В качестве основного инструмента устранения потенциальных угроз проектом предлагается поставить всю «электронную» рекламу под контроль новой организации – единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений, который займется эксплуатацией и обслуживанием всех подобных рекламоносителей. Также планируется  введение особого режима распространения цифровой наружной рекламы. Определить единого оператора предлагается Правительству Российской Федерации.

Отдельно в проекте указывается, что новые правила не будут распространяются на пользователей социальных сетей – физических лиц, рекламирующих в соцсетях свои товары и услуги.

По словам Артема Кирьянова, проект не ставит целью сокращение конкурентной среды, монополизацию, или какое-либо укрупнение для участников рынка.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин, оценивая предложенную новеллу, согласился с ее основной идеей — ограждения рынка от возможных недоброжелательных действий.

«Думаю, что ни у кого возражений не вызовет, если мы возьмём вот так и, скажем, отсечём представителей тех компаний, страны которых недружественно относятся к России», — заявил он.

В то же время предложенные нововведения вызвали весьма активную критику самих участников рынка и ряд заявлений профессиональных союзов и организаций.

Одной из первый свою обеспокоенность возможными последствиями выразила «Ленинградская областная торгово-промышленная палата», выступившая с официальным заявлением.

В нем, в частности, говорится, что принятие закона может крайне негативно отразиться на конкурентной среде в секторе электронной рекламы.
По данным ЛОТПП, рынок цифровых рекламных конструкций в Ленобласти начал постепенно развиваться только в последние несколько лет. На сегодняшний день экраны есть у пяти-шести компаний, работающих в регионе.

«При этом в дальнейшем специалисты рассматривают цифровые рекламные конструкции в качестве драйвера роста рынка наружной рекламы, так как на сегодняшний момент это наиболее востребованный клиентами и динамично растущий сегмент рынка наружной рекламы России», — рассказал industryspb.ru заместитель генерального директор ООО «Элвис», председатель комитета ЛОТПП по рекламе Юрий Букчин.

В числе явных недостатков законопроекта представители ЛОТПП назвали непрозрачность критериев выбора единого оператора и ряд заявленных для него преференций, в том числе — предоставление мест под рекламные конструкции без проведения торгов на длительный срок.

По мнению экспертов, это может привести к уходу с рынка действующих игроков с истечением их договоров аренды, поскольку они просто не смогут конкурировать с новой структурой.

По словам Юрия Букчина, в России существует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Именно в задачи этой структуры входит обеспечение информационной безопасности в РФ, а также контроль за устойчивостью и конкурентоспособностью отечественных разработок, защита прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности.

По его мнению, законопроект, помимо прочих недостатков, предлагает передать в частные руки полномочия государственного органа, тогда как Конституция РФ возможности передачи государственных полномочий частным организациям не предусматривает.

Таким образом, ЛОТПП считает, что Минцифра может эффективно обеспечить регулирование рынка цифровой рекламы при участии ФАС, уполномоченной осуществлять надзор за рекламным рынком. Одним из механизмов этого, должно стать внедрение отечественного ПО для вывода рекламного контента на электронные экраны и создание единых требований к нему.

В качестве же альтернативного способа регулирования рынка, по его мнению, можно использовать механизм СРО, которая объединит субъекты профессиональной или предпринимательской деятельности рекламного рынка.

Очередным этапом прохождения законопроекта должно было стать его обсуждение в  комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности.

Но оно не состоялось

Как сообщили industryspb.ru в секретариате Комиссии, слушания, запланированные на 5 августа, были перенесены на неопределенный срок.

«Причина в том, что официальные ведомства, в том числе — ФАС — которая курирует данный законопроект, не успели сформулировать собственную позицию по данному документу», — отметили в Комиссии, при этом упомянув, что процедура слушаний, тем не менее, должна состояться до конца августа.

Андрей Грязнов.

Поделиться с друзьями