Нынче условия диктуют типографии -IndustrySPB

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Нынче условия диктуют типографии

19.09.2021 в 23:28 | время чтения: 6 мин.

Дефицит типографских мощностей вызвал рост цен на печать.

Российские книжные типографии оказались в уникальном положении. Впервые за много лет в стране возник настолько сильный дефицит полиграфических мощностей, что теперь они диктуют условия издателям.

По данным Росстата, количество организаций, которые специализируются на полиграфии, стабильно снижается: только за последние три года их стало меньше на 5 тыс. Эта статистика учитывает предприятия, которые печатают не только книги, но и журналы, этикетки, упаковку. Крупных книжных типографий с возможностью выпускать миллионы экземпляров в стране остались единицы. Из-за продолжительного отсутствия инвестиций многие производства в последние годы закрылись. Оставшиеся оказались не готовы удовлетворить спрос, который резко вырос на фоне увеличения продаж книг в интернет-магазинах. Издательства готовятся к дальнейшему росту цен, но вложения в собственные типографии пока рассматривают только в разрезе локального дефицита, а не стратегических инвестиций.

Коронавирус прошелся по типографским рядам

Эпидемия, а если быть точнее, ее последствия и ограничения, выкосили целый куш санкт-петербургских типографий.

В основном речь идет о середнячках, зарабатывавших раньше небольшими тиражами, различными перепечатками, переводами с иностранного и тому подобное. Более крупные типографии устояли, их количество сейчас в Северной столице насчитывает всего около 10. Это типографии, которые по своим технологическим параметрам могут печатать книги, в твердом и мягком переплете, в цвете и так далее. Это Полиграфическое предприятие №3, типография на Литейном, книжное издательство «Страта», принт типография «Скифия», издательско-полиграфическая фирма «Реноме», рекламно-издательская компания «Галарт».

В других городах России ситуация не лучше. В последние годы закрылись типография «Правда Севера» в Архангельске, «Нижполиграф» в Нижнем Новгороде, «Саратовский дом печати», московская «Типография «Новости»». Большая часть предприятий исчезли в результате перепрофилирования. В частности, здание «Правды Севера» стало торговым центром.

В Санкт-Петербурге фактически прекратила свою работу в 2020 году типография «Наука», долгие годы печатавшая научные книги и журналы. До слияния с московским издательством петербургское предприятие печатало научные журналы, исполняло заказы для Российской академии наук, для вузов — СПбГУ, СПбГИК, СПбГЭТУ и других организаций. В 2020 году ФГУП «Издательство «Наука» выиграло 6 тендеров на 525,8 тыс. рублей. Для сравнения: в 2016 году компания заключила 72 контракта на 162,8 млн рублей.

Сказать, что оставшиеся типографии сегодня процветают, нельзя. Но и закрываться не собираются. Накопленный за время пандемии так называемый отложенный спрос в 2021 году увеличил количество заказов – в разных компаниях от 20 до 45 процентов. Цифры говорят о том, что типографский рынок в Санкт-Петербург в последние годы еще больше монополизировался, конкурентная борьба стала более жесткая. Что будет дальше, покажет время.

Главная причина ухода типографий с рынка — многолетнее снижение объемов печатной продукции.

С 2008 года выпуск бумажных книг в России уменьшился более чем вдвое.

Это «естественная реакция отрасли на снижение доли бумажной книги в современном медиапотреблении»,— говорит гендиректор АО «Издательство «Высшая школа»» (объединяет Тверской и Смоленский полиграфический комбинаты) Роман Трунов. Причиной падения тиражей стала и консолидация издателей как основных заказчиков, добавляет он: «Все это привело к росту издержек на экземпляр при использовании традиционного печатного и переплетного оборудования».

В советские годы помимо больших полиграфических комбинатов было много небольших городских и даже районных типографий, которые располагались в черте города, и именно для них наиболее актуально оказалось перепрофилирование под торговые центры или офисы, уточняет Роман Трунов.

Приватизация лишь ускорила процесс. «Большая часть книжных типографий — это принадлежащие государству акционерные общества, и зачастую действующий менеджмент не заинтересован в развитии, а после приватизации новые владельцы часто перепрофилируют их»,— говорит гендиректор «Парето-Принт» Павел Арсеньев. Сейчас уже почти все крупные полиграфические объекты стали торговыми и бизнес-центрами, а производство переместилось в промзоны, говорит Роман Трунов.

Нет инвестиций – нет развития

Большая часть типографий была построена в 50–70-х годах прошлого века, и долгие годы в обновление их оборудования никто не вкладывался.

«Машины медленно, но верно изнашивались. Должного сервиса не было, вместо оригинальных ставились запчасти какого-то неизвестного происхождения»,— рассказывает Павел Арсеньев. В результате сейчас зачастую оборудование нужно обновлять полностью, подчеркивает топ-менеджер.

Если предприятия, ориентированные на малотиражную печать, еще находят средства для развития, то у тех, кто занимается «длинными» тиражами, проблема инвестиций стоит более остро, говорит заместитель гендиректора санкт-петербургского ФГУП «Издательство «Наука» Михаил Коновалов.

Отсутствие инвестиций стало также причиной масштабного кадрового кризиса. «Возраст большей части персонала типографии, как правило, достаточно велик, многие уже на пенсии. Сотрудники моложе переходят в другие отрасли из-за низких зарплат, они также зачастую не хотят работать на устаревшем оборудовании и в старых зданиях, где нет систем климат-контроля и летом в цехах температура может достигать 40 градусов»,— отмечает Павел Арсеньев.

Сложно найти инвесторов, готовых вкладывать существенные суммы в валюте (все основное полиграфическое оборудование импортное) в рынок, который сжимается, признает Роман Трунов. Такие попытки, по его словам, были, но скорее выглядят исключениями.

Условия диктует дефицит типографских мощностей

В результате рост числа заказов и кумулятивный эффект всех проблем привели к дефициту полиграфических услуг, подобного которому, по словам участников рынка, не было много лет.

«Внезапно настало время полиграфистов,— говорит Павел Арсеньев.— Раньше летом в связи с заказами на учебники случался кратковременный дефицит полиграфических мощностей. Но теперь он проявляется буквально во всем».

«Ульяновский Дом печати» может печатать около 3 млн экземпляров книг в твердом переплете и около 2,5 млн книг с клеевым бесшвейным скреплением — этих мощностей раньше хватало, говорит Юрий Вихалевский. «Но сейчас доходит до того,— продолжает он,— что заказчик настаивает — примите заказ, сделайте! А как делать, если есть определенные мощности, и лишних нет».

Дефицит поменял расклад сил на рынке. Раньше много лет был диктат издателя — типографии «загоняли в более низкие цены», и иногда с выручки им удавалось только сохранять рабочие места и оплачивать коммунальные услуги, зачастую речь о прибыли даже не шла, говорит Павел Арсеньев: «Сейчас ситуация изменилась в противоположную сторону — издателям нужно просто сделать книжку, за любые деньги и сроки».

Дефицит полиграфических мощностей уже привел к росту цен на печать книг. По словам участников рынка, с начала года они поднялись на 15–20%, а некоторые типографии повысили цены на 25%. Этому способствует и существенный рост расходов. «Рост цены на картон с начала года доходит до 41%, на офсетную бумагу — до 20%, на мелованную — до 16%. Дорожают пленка для ламинации, клей, краски. Дорожают даже поддоны для хранения тиражей — рост цен на них составил 70%, хотя чему там дорожать, казалось бы, это елки и гвозди»,— отмечает Павел Арсеньев. Сильно ударила по книжной полиграфии девальвация рубля, так как все основное производственное оборудование, запчасти, основные материалы — это импорт.

Печатный рынок – это шагреневая кожа

Участники рынка сходятся на том, что число книжных типографий, несмотря на нынешний рост числа заказов, продолжит сокращаться.

Поскольку снижение объемов печатной продукции в целом, которое продолжается уже много лет, не прекратится.

В то же время типографиям, которые остались, нынешний дефицит мощностей может помочь привлечь новых инвесторов, считает Павел Арсеньев. «Они окажутся в намного более выгодном положении, чем несколько лет назад. Я не верю, что электронные книги вытеснят бумажные книги — мы видим это на примере развитых стран, многие европейские типографии сейчас забиты заказами».

Но издатели пока настроены менее оптимистично. «Мы ожидаем, что рынок печатных книг без учета учебников будет прирастать на 4–5% в год, а с учетом электронных и аудиокниг — на 8–9%. Из-за дефицита полиграфических мощностей производить больше печатных книг рынок не сможет, так что основной вклад в рост рынка печатных книг сделает инфляция»,— полагает президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков.

ОАЗ

Поделиться с друзьями