Проект высокоскоростной магистрали по-прежнему актуален - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Проект высокоскоростной магистрали по-прежнему актуален

11.07.2022 в 10:21 | время чтения: 6 мин.

Из-за спецоперации на Украине разрекламированный проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург, казалось бы, ушел на задний план, и к нему больше не собираются возвращаться. Однако не тут-то было. Оказывается, он все еще актуален, и руководство РЖД не собиралось отказываться от проекта и продолжает над ним работать.

Все разговоры о неактуальности и дороговизне амбициозного проекта железнодорожники не принимают во внимание. Проект, как известно, был задуман еще в середине прошлого века. За это время воды утекло много, менялись схемы реализации проекта, его стоимость, однако сама идея магистрали живее всех живых.

На территориях, которые собираются выделить под ВСМ две столицы, проект собираются реализовать в рамках развития городских железнодорожных узлов. В Санкт-Петербурге благодаря будущей ВСМ местные власти совместно с железнодорожниками собираются вывести из города грузовые железнодорожные потоки, чтобы освободить железнодорожные пути для внутригородских электричек. С ними в связке будет работать ВСМ. Но для этого надо построить два грузовых обхода — Северо-Восточный и Юго-Западный. По освободившимся рельсам будут курсировать два пассажирских маршрута — Ораниенбаум—Белоостров и Гатчина—Токсово.

Сегодня нет ни одного официального документа, приказа, распоряжения о том, что какая-то из составных очередей высокоскоростной магистрали сейчас остановлена или заморожена. Работа продолжается, и единственная проблема, которая больше всех обсуждается, это – какой из участков магистрали будет в приоритете, с чего начнется реализация проекта. Дело в том, что на этом пилотном участке инициаторы стройки намерены провести необходимые испытания, чтобы затем передать его в коммерческую эксплуатацию.

Три участка, три этапа

Как известно, разработанный проект предусматривает строительство трех очередей ВСМ. На первом, самом сложном и ответственном, предстоит обустроить въезд в Москву – от Ленинградского вокзала до Зеленограда, а также вход в Санкт-Петербург – от Обухово до Московского вокзала. При строительстве второй очереди надо будет соединить поселение Крюково и Тверь. Третий этап предполагает завершение стройки – будет построен центральный участок, от Обухово до Твери. Кроме этого появится новая станция в Великом Новгороде.

Городские участки ВСМ, в Петербурге и в Москве, должны быть построены за счет инвестиций РЖД.

И магистральные, и региональные

Проект магистрали предусматривает комплексный подход к развитию территорий, по которым пройдет будущая трасса. Поэтому наряду с магистральными скоростными поездами по ВСМ должны будут курсировать и региональные электрички. Они будут задействованы не на всём протяжении дороги, а только на отдельных участках, соединяющих столичные города с провинцией. Региональным поездам будут отданы утренние и вечерние часы. Так, к примеру, жители Новгорода смогут сесть в скоростной поезд в самом центре города в семь утра и уже через полчаса окажутся на Московском вокзале в Петербурге. Так быстро они смогут оказаться в Северной столице благодаря скорости поезда в 400 км/ч.

ФОТО: www.mirtesen.ru

Если ВСМ все-таки когда-нибудь будет построена, то в руководстве Откябрьской железной дороги надеются на то, что региональные поезда будут сохранены и смогут заезжать в Великий Новгород. Руководство РЖД об этих желаниях знает и работает над их воплощением. Что касается транзитных поездов, то они между столицами будут проходить на расстоянии в 15 км от Новгорода.

Поток пассажиров предполагается огромный

Как было отмечено на многочисленных совещаниях, посвященных проектированию и строительству ВСМ, к 2030 году пассажиропоток магистрали может составить свыше 23 млн человек, причем около 6 млн из них будут пассажирами региональных маршрутов. ВСМ должна дать мощный импульс для развития Твери, Великого Новгорода и других деловых центров, и все благодаря тому, что значительно сократит расстояние между всеми пунктами магистрали.

Председатель санкт-петербургского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев говорит, что нынешний потенциал железнодорожных путей сообщения явно не удовлетворяет потребности Северной столицы и близлежащих поселений. Ресурсов явно не хватает для того, чтобы перевозить всех желающих приехать в Санкт-Петербург. Город сегодня является не только объектом туристического паломничества, он с каждым годом все активнее взаимодействует с соседями по Северо-Западному федеральному округу, а потому как бы является туристическим хабом. Люди приезжают в Петербург, а потом направляются во Псков или Новгород. Поэтому сама жизнь сегодня требует строительства комфортной скоростной дороги, соединяющей московскую агломерацию, жителей центральной России и Санкт-Петербург.

Сжимая пространство и время

Около 30 миллионов человек проживает на территориях, по которым будут курсировать высокоскоростные поезда ВСМ. Магистраль пройдет по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям.  Здесь проживает около 20% населения России.  По прогнозам проектировщиков магистрали, пассажиропоток к концу нынешнего десятилетия должен увеличиться как минимум в 5 раз по сравнению с тем, который есть сейчас.  Минимальное время в пути по маршруту  Ленинградский вокзал — Московский вокзал без лишних остановок в пути составит 2 часа 15 минут. Количество поездов, которые будет совершать дополнительные остановки, будет определяться  в зависимости от количества пассажиров в той или иной агломерации.

Проблемы входа ВСМ в Санкт-Петербург еще остаются

Последний год прошел в многочисленных дискуссиях по поводу того, в каком конкретном месте в Санкт-Петербурге будет конечная точка магистрали. Железнодорожникам вроде бы удалось договориться с петербургскими градозащитниками в вопросе размещения терминала в исторической промышленной зоне – в задней части Московского вокзала, однако реальная подготовка к строительству терминала до сих пор стоит на паузе.

Решение оставшихся проблем возможно только путем внесения поправок в 820–й городской закон о границах объединённых зон охраны. Он сегодня запрещает снос зданий, построенных до 1917 года. Власти города пытаются через Законодательное собрание внести специальное исключение для проекта ВСМ.

Вместо складов Кокоревых, как известно, для проекта ВСМ решили пожертвовать постройками шоколадной фабрики «Блигкен и Робинсон» на Лиговском проспекте. Там будет расположена привокзальная площадь. Существующие склады ожидает масштабная реконструкция. Два из них будут встроены в платформу, а за счет всех этих манипуляций расширится  и сам Московский вокзал.

Магистраль подтолкнет бизнес к новым инвестициям

На новом вокзале в Санкт-Петербурге пассажиры смогут двигаться в трех направлениях – непосредственно на сам Московский вокзал, в сторону Лиговского проспекта, а также через переход над железнодорожными путями на улицу Военную. Здесь туристы смогут нанять такси, здесь же будет организован подъезд для личного транспорта. Планировка территории всего квартала у Лиговского проспекта — на Военной улице, у площади Восстания и Обводного канала – в настоящее время разрабатывается местными властями с городскими комитетами.

Великий Новгород и область также получат свое развитие. Появятся две новые станции на территории Новгородской области. Одна из них расположится на минимальном расстоянии от Великого Новгорода, другая — в Окуловском районе. Регион благодаря ВСМ приблизится к основным экономическим центрам страны. Появление ВСМ в Новгороде поможет привлечь в область значительные инвестиции, это поможет экономическому развитию, будут созданы новые рабочие места. Получит импульс и развитие туризма в разных направлениях – в сторону столиц и обратно.  По самым скромным прогнозам, поток туристов в Новгородскую область увеличится более чем в 3 раза.

РИН

Поделиться с друзьями