Общественный транспорт в Санкт-Петербурге переведут на газ

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Общественный транспорт в Санкт-Петербурге переведут на газ

15.07.2021 в 06:18 | время чтения: 6 мин.

В Санкт-Петербурге собираются до 2024 года перевести общественный городской транспорт на газ. Соответствующее соглашение подписали губернатор Александр Беглов, председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

«Сделан важный шаг к экологическому благополучию нашего города. Соглашение позволит обеспечить поэтапный переход городского транспорта на газомоторное топливо в ближайшие три года», – заявил губернатор Александр Беглов. В 2021-2023 годах все участники соглашения объединят усилия для поэтапного перевода автомобильного и водного пассажирского транспорта, а также коммунальной техники, на природный газ.

ФОТО: REGNUM

На развитие рынка газомоторного топлива в Петербурге до 2023 года из федерального и регионального бюджетов направят почти полмиллиарда — 430 млн рублей. Причем речь идёт не только об автомобильном, но и водном пассажирском транспорте.В настоящее время в Петербурге работают десять газонаполнительных компрессорных станций. К 2024 году их должно быть уже 25.Этого количества хватит, чтобы обеспечить газовым топливом все виды транспорта. Газовое топливо в условиях нашей страны и Петербурга в частности обходится дешевле дизельного в 2,5 и более раза. А если учитывать, что ресурс двигателя при использовании метана в качестве топлива заметно увеличивается, то экономия получится еще больше.

Кроме всего прочего Смольный закупит 54 автобуса и два автомобиля для коммунальных служб. Работа над переводом общественного транспорта на газ началась не вчера – только за последние 6 лет город приобрёл 228 автобусов на природном газе. В 2021 году на поддержку организаций и индивидуальных предпринимателей, которые переведут свои транспортные средства на газ, направят более 21 млн рублей. Это позволит переоборудовать 875 транспортных средств. В 2022 году эта сумма вырастет до 60 млн рублей, что позволит перевести на газ в Северной столице ещё 2250 единиц транспорта. Кроме того, «Газпром» проработает варианты создания инфраструктуры для заправки городского и водного транспорта сжиженным природным газом. КАМАЗ будет производить в необходимом количестве автобусы и коммунальную технику, которые работают на экологичном природном газе.

Задача – снизить вредные выбросы в атмосферу

За последние 11 лет число автотранспорта в городе увеличилось на 30%. Программа перехода на экономичное и экологичное газомоторное топливо позволит значительно снизить вред от выхлопных газов.

Новый экологичный транспорт позволит снизить долю вредных выбросов в атмосферу и уровень шума.Минпромторг России рассмотрит возможность государственной поддержки и субсидирования разработчиков и производителей автомобильных и водных транспортных средств на газе. Эта же поддержка может быть оказана предприятиям, которые покупают такую технику или переводят на газ существующий водный транспорт.

«Петербург – признанный центр инноваций. Город входит в перечень приоритетных регионов Министерства энергетики России по расширению применения природного газа на транспорте и развитию газозаправочной инфраструктуры. Соглашение позволит укрепить и усилить эти позиции, что повысит качество городской среды», – отметил Александр Беглов.

Перечень конкретных мероприятий Соглашения и сроки их реализации будут закреплены в четырёхсторонней Дорожной карте по реализации проекта «Развитие рынка газомоторного топлива в Санкт‑Петербурге» на 2021-2023 годы.

Замкнутый круг

Среди множества проблем при переходе на газомоторное топливо есть и такая — газовые автобусы надо где-то обслуживать.

Еще не завершена реконструкция автопарка ПАТ на Хрустальной улице – а ведь на него и автопарк на Кубинской еще в 2020-м планировали потратить 400 млн. рублей. Ориентир на экологичное топливо в требованиях к подвижному составу, по мнению некоторых перевозчиков, как раз и должен подтолкнуть город к активным шагам по переводу транспорта на газ. С одной стороны, потребителю нужны станции, где он будет заправляться. Но с другой — пока нет объемов на рынке, инфраструктура тоже не создается. Она, в свою очередь, не создается, потому что нет объемов для реализации. Получается замкнутый круг, как в известном советском фильме — «чтобы запустить ракету, надо создать общественное мнение, а чтобы создать общественное мнение, надо запустить ракету».

И не только метан

В качестве топлива для транспорта метан уже успешно применяется более чем в 80 странах мира.

Прежде чем осуществлять переход общественного транспорта на газомоторное топливо, экспертная группа, в которую были включены представители различных НИИ и вузов, а также экологи, провела исследование, отвечающее на вопрос: что получит город от замены обычных автобусов на автобусы, работающие на метане? Было подсчитано, что выбросы загрязняющих веществ от общественного транспорта и коммунальной техники в Петербурге составляют примерно 28 тысяч тонн в год. При переходе на газомотрное топливо они сократятся почти на 20 тысяч тонн в год.

Газ — не единственный экологически приемлемый вариант для автобусов. В городе уже эксплуатируются 10 электробусов, заряд батарей которых происходит по ночам на территории автопарка. Что касается троллейбусов, то самый перспективный вариант этого вида общественного транспорта — с увеличенным автономным ходом, которые уже курсируют на десятке маршрутов и подзаряжаются по ходу движения, там, где есть контактная сеть.

Возможно, через какое-то время на улицах Северной столицы появится общественный транспорт на водородном топливе. Сейчас концепция развития транспорта на водороде обсуждается на федеральном уровне. Петербургские специалисты разработали испытательную платформу для водородных топливных элементов на базе обычного трамвая.

«Вопрос перевода общественного и коммунального транспорта на газовое топливо продолжает оставаться крайне актуальным, — говоритпредседатель комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Санкт-ПетербургаСемен Гордышевский. —Причина понятна: транспорт на газе выделяет в атмосферный воздух заметно меньше загрязняющих веществ. Это особенно важно для городов, в первую очередь мегаполисов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признает, что воздух стал онкогенным практически в любом крупном мегаполисе. В 2014 году ВОЗ официально заявила, что загрязнение воздуха является самым крупным в мире экологическим риском для здоровья. Для Москвы и Санкт-Петербурга перевод общественного транспорта на газ является самым доступным и быстроосуществимым способом снижения уровня загрязнения городского воздуха».

Среди прочей техники Санкт-Петербург получит 250 автобусов «ЛиАЗ-5292» на сжиженном природном газе.

Серийный выпуск новой модели Ликинского завода начался в марте 2021 года.

Благодаря этим поставкам Северная столица станет обладателем самого большого в России парка автобусов на сжиженном газе. Новая модель автобуса сохранила все преимущества базовой — низкий уровень пола, просторную площадку и систему книлинг (наклон кузова в сторону остановки). В машинах установят кондиционеры, USB-зарядки, камеры видеонаблюдения, навигатор ЭРА-ГЛОНАСС, электронные маршрутоуказатели и табло с бегущей строкой. Они удобны и для маломобильных пассажиров — есть специальная механическая аппарель для въезда на инвалидной коляске, в салоне выделено просторное место с кнопкой для связи с водителем.

Но главное преимущество «ЛиАЗ-5292» — работа на сжиженном природном газе. Топливо хранится в криобаке объемом 375 л. Это позволяет автобусу ехать без дозаправки более 300 км. Технологии поддерживают постоянную температуру газа — 160 градусов: погодные условия в разные времена года на него не влияют.

По словам вице-президента по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» Николая Одинцова, компания предложила Петербургу комплексное решение: компания может обеспечивать не только поставку машин, но и вести сервисное обслуживание на протяжении всего жизненного цикла.

«В этом случае парк концентрируется исключительно на эксплуатации автобусов, а всю техническую подготовку мы готовы взять на себя. И еще один важный аспект — это строительство газовых заправок: в сотрудничестве с нашим партнером, компанией «РМ КПГ», мы готовы реализовать для Санкт-Петербурга эффективные заправочные решения, — пояснил он.

ОАЗ

Поделиться с друзьями