Плавное движение промзон Петербурга - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Плавное движение промзон Петербурга

25.05.2021 в 07:16 | время чтения: 8 мин.

Санкт-Петербург был и остается промышленным центром Северо-Запада. Обилие заводов и фабрик обусловлено здесь исторически.

Помимо исторических крупных заводских предприятий, таких как Кировский завод и Ижорские заводы, в городе построены и действуют крупные автомобильные предприятия, заводы по производству автошин, лако-красочных покрытий, бытовой техники, металлообрабатывающие, сборочные производства.
В Северной столице сейчас насчитывается около 30 промышленных зон – территорий, где сконцентрирована большая часть предприятий. Они образуют так называемый «серый пояс» Санкт-Петербурга. На этих территориях располагаются не только промышленные предприятия, а также старые заброшенные здания и сооружения, требующие реконструкции или сноса. Сокращать либо ликвидировать промзоны никто не собирается. Наоборот, наиболее перспективные из них городские власти будут развивать. По информации из паспорта промышленных зон Санкт-Петербурга, опубликованного Комитетом по промышленной политике и инновациям, планируется развивать 22 промышленные площадки.

Современная доменная печь на одном из заводов Петербурга

Больше уходят, чем приходят

В основном промышленные зоны Санкт-Петербурга – это устоявшиеся с годами территории с давно знакомыми предприятиями.

Изредка здесь появляются бизнес-новички, чаще наоборот – кто-то уходит.

Большинство промзон — те, что появились в советские времена. Они представляют из себя несколько крупных предприятий, чье основное производство сосредоточено в нескольких корпусах, а остальные площади сдаются в аренду другим небольшим компаниям. По такой схеме сегодня существуют «Ижорские заводы». Более современные, вроде «Парнаса», давно живут своей жизнью. Понемногу развиваются, привлекая самых разных производителей, не связанных единым отраслевым направлением.

Часть промзон плотно окружены жильем. В «Северо-Западной» промзоне значительная территория занята гаражами и частично уже застроена торговыми точками и бизнес-центром. Из «Коломяг»  принято решение выводить особо вредные производства, там размещены важные оборонные предприятия, и полностью их убрать оттуда нелегко. Здесь вряд ли произойдет полное замещение промышленности торговлей или жильем, как это происходит на территории «Петмола», в «Измайловской перспективе» или окрестностях проспекта Блюхера. В тоже время вряд ли здесь появятся крупные предприятия. Скорее всего, сценарий здесь будет проверенный и банальный – жилищное строительство.

Среди успешно развивающихся промзон те, которые появились при Валентине Матвиенко, в ее бытность губернатором. Тогда под конкретных инвесторов — автопроизводителей — развивались территории в Шушарах и Каменке. Чиновники специально сделали  там большой резерв по площадям. В надежде, что к «Ниссану» и «Хендаю» на севере и «Тойоте» и «Дженерал Моторс» на юге города подтянутся их смежники. Отчасти так оно и получилось, надежды оправдались. Каменка сейчас как образец для других территорий. Она – одна из самых успешных и заселенных промзон города. Однако значительная часть площадей, несмотря на масштабные инвестиции бюджета в развитие инфраструктуры, все еще простаивает.

Некоторым промзонам везет меньше, в том смысле, что вложенные в них властями средства на сегодняшний день плохо окупаются. Среди них — «Ржевка», «Рыбацкое», «Пушкинская», «Ижорские заводы». Они предназначены именно для крупных промышленных предприятий с большим объемом инвестиций. «Технопарк Санкт-Петербурга» задумывался в качествебизнес-инкубатора молодых предпринимателей.  Сегодня он неплохо работает и его можно приводить в качестве положительного примера.

Проекты развития промзон «Ржевка» и «Рыбацкое»начинались еще в 2012году. Уже в 2014 году там должны были быть построены новые улицы и обновлены коммуникации. Однако сейчас работы полностью остановлены.

Каждый год срок окончания проектов отодвигаются, и когда все это закончится, сегодня точно не сможет сказать никто.

В «Рыбацкое» планировали когда-то переезжать — металлургический «Красный выборжец»и амортизаторный «Плаза». Сейчас об этих планах там не вспоминают. Потому как видят, что многочисленные проблемы, в основном транспортные, здесь не решаются. От них приходится страдать переселившимся предприятиям. На промзоне в «Ржевке» также работают предприятия, которые очень ждут появления новых дорог и коммуникаций, но их надежды тают с каждым днем.

Самый неудачный на сегодня проектпо промзонам– «ИТ-парк» на улице Дыбенко. Волокита с проектом тянется аж с 2008 года, когда на него в бюджете впервые было зарезервировано 135 млн рублей – их тогда так и не освоили. В парке планировалось собрать телекоммуникационные разработки, которые бы развивались в лабораториях находящегося здесь государственного университета телекоммуникаций (ГУТ) им. Бонч-Бруевича. Туда же должны были перебраться корпуса ГУТ, тем самым освободив элитную недвижимость на набережной реки Мойки. Каждый год выделялись бюджетные деньги, но осваивать их толком так и не удавалось. В итоге вдругполучилось, что часть выделенной земли каким-то образом оказалась у частныхдевелоперов. Они построили здесь жилье – дома заселены и теперь уже с этим поделать ничего нельзя. Остатки землинапротив станции метро «Улица Дыбенко» так и осталась пустырем.

На реализацию проекта в парке за 12 лет было потрачено более 3 млрд рублей. Здесь сейчас есть подготовленная площадка, есть инженерные коммуникации. Однако чем все закончится, неизвестно. Претендентов на застройку, особенно жилья, на этот участок – хоть отбавляй.

В официальных документах указывается около 40 потенциальных инвесторов, вкладывающихся и готовых вложиться в развитие промзон Санкт-Петербурга. Некоторые из них построили свои цеха и офисы, начали работать. Однако запустить нормальное производство и освоиться в условиях промзон удалось лишь около 20 предприятиям. Большинство либо отказались от своих планов по переезду, либо по разным причинам задерживают запуск собственных производств. Компаний, покинувших промзоны, гораздо больше. Те, кто еще 5-7 лет назад числился в крупных резидентах промзон, на сегодняшний день уже таковыми давно не являются. Так что уходят больше, чем приходят.

Поменять место жительства не так-то просто

В советские временадля Санкт-Петербурга была разработана специальная программа по выводу около 250 промышленных предприятий из центра города.

Были уже определены новые площадки, сроки переезда, выделены деньги. Но за все годы работы этой программы переехали только 5 предприятий. Из этого можно сделать вывод, что насильственными административными мерами мало кого удается поменять «место жительства», тем более, если предприятие находится в условиях непрекращающегося производственного цикла. Если для городских властей есть интерес в том, чтобы то или иное предприятие поменяло дислокацию, то руководство города должно, это, очевидно, создавать необходимые условия для такого переезда — сформировать какие-то налоговые льготы, осуществить градостроительные мероприятия и другие условия, которые бы сами способствовали переезду предприятий.

Нужна системная работа

Промзоны точечно разбросаны по всему Питеру, какие-то из них успешно развиваются, большинство – не очень.

Сегодня вклад городской промышленности в петербургскую экономику – это 2,5 трлн рублей, то есть около четверти оборота всех организаций. Историческая неравномерность развития промышленности привела к тому, что она оказалась раскиданной по всей территории города и группируется в промышленных зонах, сильно оторванных друг от друга.

Несмотря на все проблемы, связанные с производством, резервов для промышленности в  Санкт-Петербурге хватает. По приблизительным оценкам на сегодняшний момент городской резерв под промышленную застройку составляет около 300 гектаров. В первую очередь, это земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга. Они расположены в производственных зонах города. Остальной резерв – это разрозненные земельные участки на территориях промышленных зон. Самые крупные резервы под промышленную застройку — это неосвоенные частные земли, расположенные на юге города.

Для максимального эффекта от работы промышленности нужна системная организационная работа. Для этого властям надо — определить необходимый для города объём инфраструктуры всех видов, зарезервировать под неё землю, определить соотношение жилой, деловой, промышленной и коммерческой функции, разработать соответствующую градостроительную документацию, а потом уже продавать участки девелоперам для освоения. При этом цена земли и обязательства девелопера должны зависеть от функционала участка. Готов ли город к такой работе, непонятно.

Вместе с планированием будущих территорий нужно освобождать центр города от заводов. Чтобы предприятия добровольно покидали насиженные места, нужны инженерно подготовленные территории вблизи кольцевой автодороги. Земельные участки им должны предоставлять на специальных условиях. Должны быть программы помощи переезжающим из центра. Но на все эти мероприятия, судя по всему, денег у города нет, и вряд ли они появятся. Подготовленных промышленных территорий у КАД сейчас мало, к тому же там до сих пор царствует частное владение. Поэтому, скорее всего, наиболее шустрые девелоперы будут постепенно застраивать самые перспективные места жилищными массивами, а менее привлекательные участки так и зависнут в ожидании государственного софинансирования.

Редевелопмент уже в процессе

Большая часть промышленных зон серого пояса находится в процессе редевелопмента

Большая часть промышленных зон серого пояса находится в процессе редевелопмента — это один из наиболее эффективных способов оживления старых территорий и отдельных объектов. Возрождение исторических промышленных участков в последние годы развивается все более высокими темпами. На таких территориях могут появляться новые заводы и фабрики, на каких-то промзонах определенную часть территорий отдадут под жилищную застройку. Для каждого конкретного случая разрабатывается индивидуальная программа, которая определяется местными условиями. Некоторые старейшие предприятия города осуществляют передислокацию, переезжают на новые места, которые гарантируют им новый толчок для развития.

Редевелопмент осуществляется, прежде всего, на привлекательных участках земли, с высокой добавленной стоимостью — с хорошим расположением, транспортной доступностью и тому подобное. Системности в этой работе пока не наблюдается. Виден лишь перекос в сторону жилищного строительства, который до сих пор остается самым выгодным. Почти все заинтересованные девелоперы хотят строить именно жилье. Чтобы не появлялись новые «человейники» по типу Мурино или Шушар, городские власти должны регулировать этот процесс. Для решения этой проблемы можно было бы, например, ограничить в общественно-деловой зоне долю жилой застройки 20–30 процентами. Есть и другие способы регулирования. Главное — найти баланс между желанием властей сформировать на территории бывших промзон комфортную городскую среду и риском превратить эти территории в новые жилые районы.

Поделиться с друзьями