Экология портов - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Экология портов

26.10.2021 в 18:31 | время чтения: 6 мин.

Повышенное внимание к вопросу защиты окружающей среды со стороны общества и курс на экологизацию экономики, которое задаёт государство, ставит перед бизнесом новые задачи. «Зелёная» повестка предполагает трансформацию ряда процессов в работе предприятия и появление новых профессионалов. Всё больше крупных компаний выделяет устойчивое развитие в отдельное направление.

Требования к экологической безопасности морских портов постоянно ужесточаются, одновременно растёт запрос жителей близлежащих территорий на благополучную среду обитания. В этих условиях инвесторы в портовую инфраструктуру вынуждены тратить всё больше средств на экологию и тщательнее прорабатывать свои проекты.

Тема стала актуальной после того, как появилась новость о том, что проект переноса морского порта из центральной части Петербурга обсуждается на уровне президента России Владимира Путина. Председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Кирилл Поляков сообщил средствам массовой информации, что инициатива имеет в том числе серьёзную экологическую составляющую.

«В рамках первого этапа, который будет реализовываться в перспективе, нам надо ранжировать грузы с точки зрения экологии. Мы понимаем, что те же самые автомобили, которые завозятся через Большой порт, контейнерные грузы, тот же самый нефтеперевалочный комплекс, который у нас есть, нагрузки на экологию города практически не имеют, если говорить глобально. А грузы, имеющие определённую нагрузку на экологию города — это грузы, которые могут пылить. Это и удобрения, это и уголь, и металлолом, и ряд других видов грузов, которые, наверное, в первую очередь целесообразно выносить за пределы такого мегаполиса, как Санкт-Петербург. С учётом того, что экологическая обстановка в нашем городе — это один из приоритетов, который ставит перед собой в работе губернатор», — отметил председатель комитета по транспорту.

Компании снижают экологические риски через современные проекты

Сегодня целый ряд стивидорных компаний имеют действующие проекты развития на существующих площадках.

Так, заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «Петербургский нефтяной терминал» Михаил Белов уточнил, что сейчас компания реализует проект реновации, в том числе направленный на снижение экологических рисков. «Если терминал останется на существующем месте и будет продолжать свою программу по повышению экологической безопасности, это принесет гораздо меньший вред экологии, чем создание терминала с аналогичными проектными характеристиками где бы то ни было на территории Российской Федерации», — считает Михаил Белов.

Меньше пыли, на словах и на деле

Порт нужен городу, но его надо довести до современного состояния

С учётом мультипликативного эффекта морской порт приносит Петербургу 5–7% ВРП, а также даёт несколько тысяч рабочих мест, сообщил заместитель председателя комитета по транспорту Алексей Львов. Но одновременно его работа негативно воздействует на окружающую среду, в том числе — на расположенные в непосредственной близости жилые кварталы. Основные факторы негативного влияния — это выбросы судовых энергетических установок; загрязнение воздуха, воды и почвы вредными грузами; шум; риски разлива нефтепродуктов и сброса загрязнённых вод.

Технологии снижения вредного воздействия портов на окружающую среду становятся все современнее. Работающие в портах компании заинтересованы в поставках нового современного оборудования, позволяющего решать экологические вопросы, подтвердил генеральный директор компании «Кронштадт» Андрей Зарафьянц. «Мы чувствуем, что многие компании, которые не просто декларируют социальную ответственность, а действительно переживают за экологическую обстановку, озаботились этим вопросом и прорабатывают вопрос закупки оборудования», — отметил он.

«Любое, даже самое дорогостоящее оборудование без правильного применения не имеет смысла, поэтому сейчас мы совместно с заказчиками и проектными институтами разрабатываем именно комплекс мероприятий, направленных на снижение, к примеру, выбросов пыли, — продолжил Андрей Зарафьянц. — Это могут быть мероприятия, связанные с загрузкой, для того, чтобы снизить для начала возможность появления пыли. Дальше — контроль площадок, на которых происходит погрузка и разгрузка».

Новые порты не должны наносить вред природе

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в ближайшем будущем будут строиться новые порты.

И, несмотря на то, что любое такое строительство по умолчанию наносит вред окружающей среде, уже сегодня надо всем озаботиться тем, чтобы эти порты отвечали самым жестким требованиям по экологии. Есть современные технологии,  законодательство также не стоит на месте.

«Те же работы, связанные с дноуглублением, — рассказал председатель комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портовДмитрий Тарасов. — Новые технологии наносят намного меньший ущерб, чем те, которые ранее применялись. Это и другие земснаряды, и другие принципы организации работ. Сейчас очень жёстко отслеживаются вопросы, связанные с сезонностью проведения работы в период нереста рыб. И постоянно сейчас требуется по закону при проведении дноуглубительных работ мониторинг за биоресурсами. У нас уходит до 40% стоимости строительства портов на те технологии, которые связаны со снижением воздействия и охраной окружающей среды».

В Большом порту Петербурга заложили первую сваю нового нефтяного терминала

Перевалочный комплекс будет построен взамен старого.

В Петербурге в сентябре запустили проект строительства нового экологически безопасного нефтяного терминала АО «Петербургская нефтяная компания».

На первом этапе в проект вложат 5 млрд рублей, а затем еще 10 млрд рублей. Ожидается, что к 2025-му году терминал станет не только одним из самых мощных предприятий на Балтике, но и более экологичным и безопасным. 

На месте старой базы, которая была построена 60 лет назад, в Большом порту появится новый перевалочный комплекс. Резервуары с двойными стенами должны будут исключить риски возможных разливов нефтепродуктов. Строительство одобрили экологи, Роспотребнадзор и Госстройнадзор. 

Порт Петербургского нефтяного терминала может стать ведущим в сотрудничестве между Россией и Белоруссией, которая экспортирует нефтепродукты через российские морские порты. Работа нового комплекса увеличит объем налоговых поступлений в бюджет Петербурга. 

«Вопрос разумного баланса, который позволил бы, не останавливая развития, применяя более современные и экологичные технологии в работе, нанося минимальный ущерб экологии, иметь возможность компенсационных мероприятий за счёт создания дополнительной прибыли от экономической деятельности — это та тонкая грань, которую необходимо находить в процессе совместной работы», — сказал Кирилл Поляков.

Вопросы экологии сегодня в тренде.

В одних случаях это обусловлено ужесточением требований контролирующих органов, в других — опытом чужих ошибок и желанием избежать потенциальных рисков.

Компромисс в развитии экономики и сохранении природы возможен только в случае применения прогрессивных технологий. Для портов сегодня  есть много предложений по разработке и производству нужного оборудования с использованием проверенных решений мировых лидеров. Это оборудование для ликвидации разливов нефти (ЛАРН); системы очистки балластных вод (береговые, понтонные, судовые); системы пыле- и шумоподавления; системы очистки сточных вод; системы берегового энергопитания судов, включая преобразовательную технику.

Экология — это важная инвестиционная статья. Новые комплексные решения — от плана мероприятий для выполнения экологических требований, включая получение комплексного экологического разрешения, до обучения персонала работе с таким оборудованием позволяют на старте увидеть экономику проекта, сроки, прозрачно оценить каждый этап реализации. И хорошо, что новые законодательные требования заставляют все предприятия, задействованные в портах, выполнять подобные экологические мероприятия.

ОАЗ

Поделиться с друзьями