Кировский завод. История бренда - IndustrySPB

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Кировский завод. История бренда

21.02.2024 в 17:31 | время чтения: 9 мин.

Датой основания Кировского завода считается 3 апреля 1801 года – в этот день на заводе было отлито первое пушечное ядро. Он возник не на пустом месте – основой казённого предприятия явился Кронштадтский чугунолитейный завод, построенный еще в 1789 году и переведённый позже в Санкт-Петербург. Завод стал называться Санкт-Петербургским чугунолитейным, входил до января 1827 года в систему Олонецких горных заводов.

Среди первых его руководителей были выходцы из Шотландии – Карл Гаскойн, Адам Армстронг и Матвей Кларк. В 1806-1807 годах заводом руководил А.М.Полторацкий, по его инициативе завод начал выпускать солдатские ружья. В этот период завод выпускал различные изделия по казённым военным заказам, металлические элементы многих архитектурных ансамблей. С 1812 года завод начал изготавливать паровые машины и развивать машиностроительное направление. В это же время специалисты завода осваивают художественно-литейное производство. Выполняются работы по созданию скульптур и архитектурных ансамблей для Петербурга и его пригородов: детали литья для Нарвских триумфальных ворот, скульптуры и литье для Львиного и Банковского мостов и другие. Продукция того времени и сейчас украшает Северную Пальмиру.В 1824 году завод был практически разрушен после масштабного наводнения. Следующие сорок лет стали для завода периодом борьбы за выживание.

В 1868 году Путиловский завод был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым.

С этого момента начинается новая история завода.

Путилов за 12 лет превратил металлургическое поначалу предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс. В кратчайшие сроки завод стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, освоил выплавку качественных сталей, производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев, инструментов, крупногабаритных металлоконструкций, других видов промышленной продукции, многие из которых — по собственной технологии.

Одна из первых фотографий «Кировского завода»

Одновременно развивалась социальная инфраструктура предприятия: была открыта больница, столовая, библиотека, разбит парк и построен театр, создана эффективная система профессионального обучения. Именно при Н. И. Путилове были заложены основы многоотраслевого производства, традиции «фирменного» профессионального мастерства и создания уникальных инновационных технологий.

Выгодное расположение

Основные производственные мощности компактно расположены в Петербурге, где занимают обширную в 220 гектаров территорию между проспектом Стачек и рекой Екатерингофкой с выходом в Финский залив.

Наличие собственных глубоководных причалов вдоль протяжённой, около 2 километров, береговой линии исторически предопределило третью крупную отраслевую специализацию завода — судостроение. В 1870—1880-х годах Путиловское товарищество соединило свой завод и верфи с торговым портом и железными дорогами, построив «Путиловскую ветвь» — крупнейшие по протяжённости подъездные пути в составе железнодорожного узла Петербурга. И хотя в 1910 году «Путиловская верфь» была выделена в самостоятельное юридическое лицо (ныне «Северная верфь»), завод сохранил свои позиции в судостроении, как поставщик качественного металла, нестандартных конструкций и сложного оборудования.

5 ноября 1872 года был высочайше утверждён устав Общества путиловских заводов, капитал общества был определён в 8 миллионов рублей. В состав общества входили 5 заводов, 3 — в Финляндии, и 2 — в Санкт-Петербурге (рельсовый и механический завод на Петергофском шоссе и завод «Аркадия»). В 1874 году началось изготовление товарных вагонов, в 1888 году — пассажирских. После смерти Н. И. Путилова (1880 год) на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев. С 1893 года начато производство паровозов, завод занял ведущее положение в этой отрасли. Завод производил станки, артиллерийские снаряды, инструментальную сталь, землечерпалки, землесосы, водные и сухопутные экскаваторы, драги для золотых приисков, подъёмные краны, дробильные машины и многие другие виды продукции.

С момента выпуска лёгкой полевой пушки (1892 г.), показавшей отличные результаты, развивается пушечное производство. Пушка системы Путиловского завода образца 1902 года была признана лучшей в мире. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по объёму производства среди русских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.

С 1905 года завод освоил выпуск минных крейсеров («Доброволец», «Московитянин»). В 1911 году был спущен на воду эскадренный миноносец «Новик», самый быстроходный корабль в мире в то время.

Новые имена и новые задачи при новой власти

В 1922 году завод получил новое имя — «Красный путиловец».

В 1924 году на заводе проведены испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и начато его серийное производство.С 1934 года было освоено производство нового трактора «Универсал». До 1941 года на заводе было выпущено около 200 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец» и «Универсал».

В 1938 году после ареста прежнего руководства завода был назначен новый директор —Зальцман Исаак Моисеевич, который прошёл с заводом всю войну (в том числе в эвакуации с октября 1941 в Челябинске; руководил заводом в Челябинске до июля 1949 года).До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь, прокат сложных профилей, железнодорожные краны, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена, а также боевую технику — танки и артиллерийские орудия. С 19 февраля 1927 года начат выпуск трамваев, которыми завод обеспечивал не только родной город, но и другие регионы. С 1922 г. начато производство деталей и механизмов для электростанций, с 1931 г. освоено производство паровых турбин. В 1932 г. организовано серийное танковое производство — создание танкового КБ и производство танка Т-28. В 1933 г. на заводе была выпущена серия автомобилей Л-1. 17 декабря 1934 года, через 16 дней после убийства С. М. Кирова, предприятие было переименовано в Кировский завод.В 1939 году на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск.

Война и эвакуация

В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск.

Там вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» — крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов.

Часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжёлых танков КВ остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, находившийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику, а также выпускал боеприпасы. За годы войны на территорию завода упало 4680 снарядов, 770 фугасных и зажигательных бомб, 139 человек было убито осколками бомб и снарядов, 788 получили ранения; более 2500 работников умерли от истощения.

Послевоенное развитие

Начиная с 1948 года, передислоцированная часть завода вернулась из Челябинска, и завод продолжил работу в Ленинграде в полном объёме.В 1947 году было освоено производство гусеничных тракторов, которые выпускались до 1951 года.

В 1951 году начато производство турбозубчатых агрегатов для надводного, позднее подводного атомного флота СССР.В 1954 году на заводе была создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 году изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в 1957 году произведена партия антарктических вездеходов «Пингвин» для освоения Южного полюса.Впервые в стране в 1962 году организовано производство мощных сельскохозяйственных тракторов «Кировец», серийное производство освоено с 1964 года. Модель К-700 стала визитной карточкой Кировского завода. За все время из цехов вышли около 600 000 тракторов, 12 000 из которых были отправлены на экспорт в 14 стран мира.
В послевоенные годы Кировский завод оставался базой советского танкостроения, являясь головным разработчиком и изготовителем бронетанковой и артиллерийской техники, энергонасыщенных инженерных машин двойного назначения и ряда других сложных и наукоёмких транспортных и специальных машин. Так, в 1976 году был создан танк Т-80 и ряд его модификаций. Машина принята на вооружение и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя.

Реорганизация завода в постсоветский период

Одним из первых государственных предприятий Кировский завод получил статус акционерного общества.

Завод за время работы был награждён двумя орденами Ленина (1939, 1951), орденом Трудового Красного Знамени (1926), орденом Красного Знамени (1940), орденом Октябрьской Революции (1970), орденом Дружбы народов (1976), орденом Отечественной войны I степени (1985).

В 1992 году завод был акционирован, создано ОАО «Кировский завод».

В 2011 году совместно сSkodaTransportation на базе завода было основано предприятие «Вагонмаш». Оно специализируется на разработке и производстве продукции транспортного машиностроения. В 2020 году «Синара-Транспортные Машины» выкупил 49 % акций Вагонмаш у Кировского завода.

24 мая 2017 года на Кировском заводе состоялось открытие единственного в России универсального испытательного стенда для паровых турбин мощностью до 75 МВт. Он предназначен для испытаний паротурбинных установок различных конструкций и мощностей, которыми оснащаются атомные ледоколы и другие надводные и подводные морские суда. Первой на новом стенде будет протестирована паротурбинная установка для ледокола «Арктика».

В августе 2016 года у Кировского завода появилось новая дочерняя компания ООО «Завод Буровых технологий». В 2019 году Завод буровых технологий и екатеринбургский Машиностроительный завод им. В. В. Воровского подписали соглашение об объединении производственных активов. Результатом слияния стало появление на отечественном рынке буровых машин нового производителя — ООО «Объединённые заводы буровой техники им. В. В. Воровского» (ОЗБТ, также вошло в ГК «Кировский завод»). ОЗБТ начали производить порядка 60 % от общего количества установок разведочного бурения (УРБ), выпускаемых в стране, и заняли второе место по выручке среди российских производителей этой техники.

Современная модернизация

ОАО «Кировский завод» по результатам голосования на общем собрании акционеров, состоявшемся 29 июня 2018 года, сменило название на ПАО «Кировский завод».

В настоящее время продолжается выпуск сельскохозяйственной техники. Тракторы «Кировец» пользуются успехом на внешнем рынке и выполняют до 40% сельскохозяйственных работ в России. С 2013 года на Кировском заводе проектируются, выпускаются и испытываются паротурбинные установки (ПТУ) и другое ключевое оборудование для новейших российских атомных ледоколов проекта 22220. Для выполнения этого заказа модернизирован единственный в России универсальный испытательный стенд для судовых и корабельных турбин.
Еще одно новое направление бизнеса – выпуск буровых установок для таких отраслей, как инженерная геология, гидрогеология и сейсморазведка. В ближайших планах – строительство высокотехнологичного производства по выпуску специальных сталей и сплавов для автомобильной и нефтяной промышленности, энергетического машиностроения, двигателестроения, авиакосмической сферы. Группа компаний «Кировский завод» активно инвестирует средства в проекты цифрового сельского хозяйства, промышленного интернета вещей, индустрии 4.0, BigData и робототехники.

«Кировский завод» планирует вложить в модернизацию своего энергометаллургического комплекса 22 млрд рублей. Соответствующее соглашение в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) подписали власти города и руководство завода.
«В результате в Санкт-Петербурге на территории ПАО «Кировский завод» появится новое современное высокотехнологичное предприятие по малотоннажному производству специальных сталей и сплавов, а также новая газопоршневая электрическая станция (ГПЭС) мощностью 24,9 МВт. Инвестиционный проект планируется реализовать за 6 лет, его стоимость составит более 22 млрд рублей», –сообщила пресс-служба комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга. Реализация проекта позволит создать в городе более 900 новых рабочих мест, из которых порядка 400 будут высокопроизводительные.
«Кировский завод» – одна из крупнейших российских промышленных компаний машиностроительного профиля, включена в перечень системообразующих предприятий РФ. Ее имущественный комплекс включает около 400 га земельных участков и порядка 1,5 млн кв. м зданий и сооружений, осуществляет экспорт готовой продукции более чем в 30 стран.

РАЗ

Поделиться с друзьями