Грузооборот контейнерных перевозок в порту Петербурга снизился на 85% - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Грузооборот контейнерных перевозок в порту Петербурга снизился на 85%

09.11.2022 в 21:00 | время чтения: 4 мин.

Немецкий аналитик Винсент Штамер, глава Кильского торгового индикатора (инструмент Кильского института мировой экономики) в интервью Bloomberg сообщил, что контейнерный грузооборот в порту Санкт-Петербурга на сегодняшний день упал на 85%.

По словам Винсента Штамера, объемы грузоперевозок во многих крупных портах России резко сократились после введения экономических санкций Европейского союза на экспорт товаров в Россию.

Без Европы, но с Азией

Особенно остро санкции отразились на сегменте контейнерных перевозок в портах Балтийского бассейна, в частности – порту Санкт-Петербурга.

«В некогда самый загруженный порт России почти не прибывает контейнеров, это потому, что Санкт-Петербург так подвержен влиянию европейской торговли», – заявил представитель Кильского института.

Согласно осенним данным Kiel Trade Indicator, за истекший отчетный месяц Россия импортировала на 24% товаров меньше, чем за АППГ, а дефицит импорта за месяц составил $4,5 млрд.

При этом г-н Штамер констатирует: торговые пути достаточно быстро перестраиваются, в результате чего в 2022 году Китай перегнал ЕС в качестве самого важного торгового партнера России.

Пока что полностью заместить европейский импорт азиатские поставщики не могут: если сокращение поставок товаров из ЕС этим летом составило 43%, то Китай экспортировал лишь на 23% больше по сравнению с АППГ.

По мнению немецкого исследователя, отчасти росту товарооборота Китая с Россией препятствовала приостановка российских судоходных услуг крупными европейскими океанскими перевозчиками (Hapag-Lloyd, Maersk и MSC). При этом в возможность как-то всерьез повлиять на дальнейший рост товарооборота Штамер не верит. «Любые препятствия в транспортной сети не помешают Китаю экспортировать больше в Россию», — заявляет он.

Это уже наглядно демонстрирует порт Владивостока – если весной здесь наблюдалось заметное снижение общего объема прибывающих грузов, то в последние месяцы обычные показатели перевозок фактически восстановлены, а по отдельным сегментам и превысили докризисный уровень.

На фоне радикального снижения оборота контейнерных перевозок общий грузооборот морских портов России, в т.ч. Балтийского бассейна, выглядит не так печально.

Согласно совместному исследованию Института проблем естественных монополий и ИАА «ПортНьюс» в III квартале 2022 года перевалка грузов в российских портах снизилась лишь на 0,5% к АППГ до 209,1 млн тонн. Самое заметное снижение перевалки наблюдалось в Балтийском бассейне – минус 6,4%, как наиболее ориентированном на Европу.

Максимальное снижение зафиксировано именно по перевалке грузов в контейнерах – 33,3%. На 11% просела перевалка зерна после санкционного усложнения фрахта, страхования и проведения платежей. Перевалка нефтепродуктов снизилась на 4,2%, черных металлов – на 5,9%.

Многие грузы, наоборот, продемонстрировали рост перевалки. Так, оборот нефти вырос на 8,8%, руд – на 2,7%, сжиженных газов – почти на 22%. А максимальный рост продемонстрировала перевалка удобрений, тут портовый грузооборот увеличился на 31,1%.

Севморпуть в помощь

Снижение контейнерного грузооборота в порту Петебруга эксперты называют достаточно болезненным, но не критичным в перспективе.

Грузооборот санкт-петербургского порта (без учета Приморска, Усть-Луги и Выборга) составляет около 62 млн тонн, из которых лишь 26 млн приходится на контейнеры. При этом даже из ЕС контейнерные перевозки полностью не прекратились, а сейчас активно прорабатывается создание новых морских логистических коридоров с зарубежными странами, в частности — Турцией.

Еще одна возможность загрузить контейнерные терминалы Петербурга – так называемые трамповые суда перевозчиков, не привязанных к определенным линиям.

И, наконец, очень серьезные перспективы эксперты связывают с дальнейшим развитием проекта Северного морского пути.

В начале прошлого года губернаторы Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, Сахалина и Камчатки предложили создать план развития инфраструктуры Большого Северного морского пути — от Санкт-Петербурга до Владивостока — с предоставлением проекту господдержки.

Позже, на Восточном экономическом форуме Президент Владимир Путин призвал оценить перспективы СМП в качестве транспортного коридора для контейнерных перевозок и рассмотреть возможность открыть регулярные рейсы по перевозке грузов, в том числе контейнеров, между Владивостоком и Санкт-Петербургом.

После этого о планах и перспективах превращения петербургского порта в крупнейший логистический хаб СМП сообщали многие специалисты.

Так в июне на круглом столе «Северный морской транспортный коридор: возможности для логистического комплекса Петербурга» врио председателя Комитета по делам Арктики Елена Асеева сообщила, что возможностей портов города с запасом хватает для того, чтобы выполнять функцию транзитного центра, позволяющего снижать логистические издержки благодаря оперативности обработки судов.

«Комитетом Санкт Петербурга по делам Арктики совместно с Логистическим кластером Северо-Запада России осуществляется работа в рамках проекта «Агрегатор грузооборота Северного морского пути», – сообщила она.

Андрей Везин

Поделиться с друзьями