Новый пассажирский электробус «Синара-6253», производства холдинга «Синара – Транспортные Машины» проходит этап заводских испытаний на городских улицах. Если результаты будут успешными, через 3 месяца начнется сертификация машины, затем — серийное производство, и уже в 2023 году она сможет выйти в регулярные рейсы.
Испытания проводит производитель электробуса холдинг «СТМ» совместно с СПБ ГУП «Пассажиравтотранс», которому предстоит эксплуатировать новые машины в случае успешного завершения тестирования и сертификации.
Гибрид для пассажиров
Как рассказали представители холдинга, главная задача испытаний – проверка всех систем в условиях, приближенных к реальной эксплуатации, поэтому машину тестируют в разных режимах: пробегах пустого электробуса, с полной загрузкой, имитации движения с пассажирами на маршруте и т. д.
Николай Пронин, руководитель дивизиона «Городской общественный транспорт» холдинга, сообщил, что для Петербурга особенно важно оценить устойчивость работы систем электробуса в периоды сезонных пограничных температурных переходов.
В частности, проверяется корректность систем контроля времени зарядки аккумуляторов и расхода электроэнергии, тормозных и разгонных показателей, климат-контроль и проч.
«По результатам комплексной проверки мы сможем убедиться в правильности примененных конструкторских решений, а при необходимости внести корректировки в некоторые системы, чтобы в серию вышла полностью готовая к перевозке пассажиров машина», – отметил Николай Пронин.
Согласно заявленным данным, низкопольный электробус будет иметь автономный запас хода в 250 км от одной зарядки (в нем установлено 10 батарейных модулей емкостью в 312 кВт/ч). Важно, что заряд аккумуляторов может производиться не только в режиме ночного простоя, но и от ультрабыстрых зарядных станций на конечных остановках.
«Синара-6253» оборудована автоматическими системами пожаротушения и дверями с функцией «антизажим». Пассажировместимость электробуса составляет 90 человек – на сегодня это лучший показатель для машин подобного типа российского производства. Безопасность движения обеспечивает система помощи водителю ADAS, контролирующая препятствия на дороге и комплекс видеонаблюдения из 11 камер, позволяющий осуществлять обзор любой точки снаружи и внутри салона.
Сам салон электробуса спроектирован с применением таких современных решений как USB-слоты для подзарядки гаджетов, открытый Wi-Fi, электронные системы информирования пассажиров, климат-контроль, анатомические сидения и т. д.
По результатам проведенного холдингом опроса, основным преимуществом электробусов более 70% респондентов назвали экологичность, еще 18,3% — бесшумность и 11,5% — дизайн.
После прохождения сертификации производство машин планируется организовать в Челябинске, на площадке ПАО «Челябинский трубопрокатный завод». Об этом руководство холдинга рассказывало еще летом на выставке «ИННОПРОМ – 2022», где и был презентован петербургский электробус.
На первом этапе проекта здесь наладят выпуск троллейбусов (до 350 единиц в год), а второй этап подразумевает расширение производственных мощностей до 1,5 тысячи единиц в год, после чего здесь начнется выпуск электробусов.
С Москвой не по пути
Термин «электробус» объединяет два типа машин, из-за чего нередко возникает путаница. Во-первых, это «электробусы с динамической зарядкой» – модернизированные троллейбусы, способные проехать на заряде аккумулятора (без подключения к контактной сети) определенное расстояние. Во-вторых «электробусы со статической зарядкой» (она бывает «ночной», «ультрабыстрой», или комбинированной).
Контактная сеть электробусу не нужна, но в этом не только его плюс, но и минус – запаса автономного хода даже в 250 км на рабочую смену машине не хватит, значит ей придется либо отправляться на зарядку в парк, либо подзаряжаться на станциях, которые будут оборудованы на конечных точках маршрута.
В Москве и Петербурге электробусы со статической зарядкой появились примерно в одно время, хотя масштаб внедрения нового пассажирского транспорта оказался несравнимым, а в вопросах зарядки города пошли по разному пути.
Запас автономного хода московских машин, которые начали активно эксплуатироваться в 2018 году (в основном это машины ЛИАЗ 6274 и КАМАЗ 6282) составляет всего лишь около 60 км от одной зарядки, и для них созданы многочисленные станции не только в конце маршрута, но и на некоторых промежуточных точках.
В Петербурге первые автобусы с электрическим двигателем также были приобретены в 2018 году «Пассажиравтотрансом», правда их было всего 10 штук (стоимость каждого превысила 21 млн рублей), и основной приоритет был отдан автономности. Эти машины были куплены у волжского холдинга «Бакулин Моторс Групп», его бренд Volgabus сегодня больше знаком петербуржцам по классическим газомоторным автобусам.
В 2019 году первые электробусы с запасом хода в 240 км начали работу на маршруте № 128, начинавшемся на Васильевском острове. Надежностью машины не отличались, и значительную часть времени проводили в ремонте, информации о планах по их новым закупкам с тех пор не поступало.
Позже «Пассажиравтотранс» сообщал о тестировании аналогичных машин разных производителей: белорусского МАЗ-303Е10, немецкого MAN Lion’s City E и даже португальского e.City Gold, но до закупок дело так и не дошло.
В сентябре прошлого года было объявлено о заключении договора на проектирование нового парка для электробусов в производственной зоне «Ржевка» – победителем тендера (в ходе торгов цена контракта была снижена со 199 млн рублей до 174 млн рублей) стало АО «Эн-Системс».
Андрей Везин