Воздушные гавани в эпоху экономической турбулентности - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Воздушные гавани в эпоху экономической турбулентности

13.02.2023 в 15:36 | время чтения: 6 мин.

Несмотря на санкции, разрыв логистических цепочек и ограничения поставок высокотехнологичного оборудования Петербург и Ленинградская область не отказываются от планов развития авиационной инфраструктуры, правда конкретикой о своих планах делиться не готовы. Корреспондент IndustrySPb попытался выяснить будущее проектов реконструкции и строительства аэропортов в двух регионах.

Хаб для военных и «своих»

Буквально на днях в Выборгском районе Петербурга в Левашово после реконструкции официально открыли новую взлётно-посадочную полосу (ВПП) для бывшего военного аэродрома, а ныне – аэропорта совместного базирования, подведомственного Минобороны и авиационной «дочке» Газпрома «Газпромавиа». Первым на свежеотремонтированную полосу приземлился военный многоцелевой транспортный самолёт Ан-72. Совсем недавно аэропорт получил сертификат, разрешающий полёты, а минувшим летом – разрешение на международные авиаперевозки.

Левашовский аэродром с 40-х годов прошлого века использовался только для военных нужд и находился в составе имущественного комплекса военного ведомства (с 1992 – Минобороны РФ). Но в августе 2007 года российское правительство официально разрешило принимать и обслуживать в Левашове и гражданские борты (что и подразумеватся под совместным базированием). Речь шла о бортах Минпромторга, научного предприятия «Радар ММС» и «Газпромавиа» (до этого Газпром несколько лет просил просил власти допустить его к имущественному комплексу аэродрома в Левашове для корпоративного использования и бизнес-авиации).

К 2016 году намеревались разработать проект реконструкции инфраструктуры аэродрома, которая в нынешнем виде функционирует с 1950 года, за 81,5 млн рублей. В 2017 году глава РФ поручил Минобороны заключить концессионное соглашение с «Газпромавиа» сроком на 49 лет. Документ предполагал концессионную выплату 1 рубль в год и плату за использование земли (из расчёта 0,05 руб за м2).

Концессию Минобороны и ПАО «Газпром» подписали только в 2021 г, а после этого началась непосредственно реконструкция. По концессионному соглашению инвестиции заявлялись порядка 10 млрд руб., однако в строительство нового бизнес-аэропорта «Газпромавиа» намерен вложить 41 млрд руб., о чём говорится в госконтракте от февраля 2021 г.

Предполагается, что новая взлётная полоса на 2,6 километров – только начало новой жизни советского военного аэродрома. Всего этапов реконструкции шесть. Так изначально, в прошлом году перед реконструкцией на территории левашовского аэродрома искали снаряды военного времени, чтобы приступить к работам, а уже к 2024 г. здесь намерены возвести новый аэровокзал бизнес-аэропорта пропускной способностью в 250 человек в час и пунктами пропуска через госграницу, терминал «Газпрома», профилакторй для лётного состава. Начало строительства наметили на лето 2023 г. с Архитектурный проект аэродромного комплекса в плавных линиях из стекла и металла от архитектурного бюро Ingmar Architects официально представили на суд петербуржцев в ноябре 2022 г.

В пресс-службе «Газпрома» не ответили на запрос IndustrySPb о том, как будет дальше реализовываться проект в условиях санкций, а также о его коммерческой составляющей. Известно, что в 2021 г. директор «Газпром гражданское строительство» Антон Троянов заявлял, что Левашово будет принимать не только корпоративные суда Газпрома, но и другие борты крупных компаний России и других желающих. После предполагаемой реконструкции аэропорт сможет принимать самолёты Boeing 737-700, Boeing 737 BBJ, F-7X, F-8X, F-900, SSJ-100, Як-42, Ту-134, вертолёты Ми-8 и др.

Между тем эксперты ставят под сомнение масштабную коммерческую гражданскую составляющую воздушной гавани в Левашове. «Бизнес-аэропорт вероятнее всего, будет являться корпоративным аэродромом для нужд «Газпрома» — флот компании будет там базироваться вместо подмосковного «Остафьево». Это важный для компании проект с учётом переезда штаб-квартиры в Петербург. – комментирует главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов. – Что касается коммерческого использования, то здесь вопрос заключается в том, в какой степени «Газпром» видит данный проект извлекающим прибыль. Вероятно, союзные «Газпрому» компании тоже получат возможность пользоваться аэропортом «Левашово». Но важно помнить и о военной составляющей аэропорта – военные будут летать тогда когда им нужно, не планируя временные слоты под взлёт и посадку. Поэтому характер совместного базирования безусловно будет накладывать ограничения на коммерческое использование объекта», – обращает внимание Фёдор Борисов.

Гатчина не теряет надежд
Ленинградская область давно леет планы на обретение собственного аэропорта. Речь идёт о планах создания нового аэропорта на базе ещё одного советского военного аэродрома в посёлке Сиверский Гатчинского района пассажирской воздушной гавани.
Аэродром «Сиверский», построенный в 1936-37 г.г., известный богатой военной историей, ещё с 2015 года планировали перестроить и модернизировать под приём самолётов-лоукостеров, бизнес и грузовую авиацию. Предполагалось, что новая гавань займёт площадь в 700 га.
Создание проект доверили транспортно-логистической компании АО «Евросиб» (под проект создано отдельное юрлицо АО «Сиверский аэропорт»). В начале предполагалось, что Минобороны без проблем передаст свой имущественный комплекс в Сиверском Ленинградской области, а новый аэропорт появится в 47 регионе уже в 2021 году. Однако этого не произошло, поскольку Минобороны так и не отдала аэродром и землю региону.
Как удалось выяснить IndustrySPb, Ленобласть не готова расстаться с планами на собственный хаб. Как сообщили изданию в областном комитете по транспорту, регион продолжает искать пути для реализации проекта. По информации комитета, сейчас «организован процесс» передачи земли военного аэродрома и военных городков от Минобороны в собственность муниципалитета Сиверского городского поселения. Создание нового проекта включено и в Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.

«В настоящее время военное ведомство производит работы по демонтажу аэродромных плит и военного имущества с территории военного аэродрома Сиверский, по завершении которых работы по передаче земельных участков в собственность Ленинградской области будут продолжены», – комментируют в областном комтрансе. Изданию сообщили, что между правительством Ленинградской области и АО «Евросиб» по-прежнему действует соглашение о сотрудничестве в сфере строительства аэропорта на базе Сиверского аэродрома, но с учётом существующей экономической обстановки и условий авиаперевозок инвестпроект намерены пересмотреть.
«После оформления прав на землю АО «Евросиб» должен произвести корректировку инвестиционного проекта, в том числе, в части уточнения сроков его окупаемости ввиду изменившихся условий в сфере авиаперевозок, по завершении которых материалы проекта будут направлены в Госэкспертизу», – поясняют в комитете по транспорту. Точные сроки начала работ по строительству аэропорта, говорят собеседники из комтранса, пока не определены. В пресс-службе «Евросиба» на запрос издания не ответили. Известно, что в начале речь шла об инвестициях в 17 млрд рублей, но сегодня цифры могут быть сопоставимы с левашовским проектом Газпрома.
Несмотря на чаяния региона эксперты воспринимают будущее аэропорта в Гатчине скептически. «Не представляется эффективным решением в большом городе располагать один за другим на юге два аэропорта, сильно увеличивая логистику. К тому же необходимости в таком проекте с точки зрения аэродромной инфраструктуры нет никакой. В «Пулково» нет никаких проблем с тем, чтобы обслуживать значительно больший поток самолётов (пока вопрос только в терминальной инфраструктуре). Мне неясно, за счёт чего проект в может окупиться. А в нынешних условиях вероятность реализации этого проекта ещё более эфемерна», – считает Фёдор Борисов.

По словам Фёдора Борисова вторая очередь «Пулково» как проект необходима в любом случае, поскольку превышение пропускной способности приводит к толкотне и давкам.

«Аэропорт «Пулково» был спланирован таким образом, что международный и внутренний сектор находились в определённом паритете и были пропорциональны друг другу. Сейчас международный пассажиропоток сильно снизился, а внутренний продолжает расти. Из-за этого пределы внутреннего сектора уже во многом исчерпываются, – рассуждает в беседе с изданием эксперт НИУ ВШЭ. По его словам временным и краткосрочным решением для «Пулково» может стать перепрофилирование части международного сектора под нужды внутреннего. «К сожалению, оно упирается в пограничную службу и длительное согласование условного переноса стойки пограничного контроля. Тем не менее, вопрос мобильного управление площадями в «Пулково» – это краткосрочное решение, перспективное – строительство второй очереди, которая всё равно необходима», – убеждён Фёдор Борисов.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями