Кто будет выполнять заказы? - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

Кто будет выполнять заказы?

15.11.2021 в 18:38 | время чтения: 6 мин.

Питерское судостроение испытывает жесточайший дефицит кадров. В петербургских кадровых агентствах сокращается количество резюме от специалистов-судостроителей. Сейчас на рынке размещено 1,8 резюме на вакансию, что существенно меньше стандартных 5–6 резюме, говорится в исследовании HeadHunter. Конкуренция за рабочие места среди соискателей продолжает снижаться. За III квартал они разместили около 4500 резюме – на 2% меньше, чем в предыдущем квартале.

Число размещенных вакансий в сфере судостроения, напротив, растет. По данным HeadHunter, с января по октябрь по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. прирост составил 128%. Лидерами по спросу сотрудников и числу вакансий остаются петербургские предприятия, которым принадлежит каждая третья вакансия в стране. В десятку наиболее востребованных профессий вошли инженеры-конструкторы (10% от всех вакансий), сварщики, технологи, слесари, ведущие инженеры, токари и сборщики.

sea vessel in dry dock under repair

В судостроении сейчас наблюдается один из самых больших на рынке труда разрывов между ожидаемой и предлагаемой зарплатой, отмечают аналитики HeadHunter. В Петербурге 63% опрошенных, работающих в сфере судостроения, задумываются о смене профессии. По их данным, более 40% считают зарплату недостаточно высокой.

Представители двух крупных судостроительных предприятий Петербурга – «Адмиралтейских верфей» и Балтийского завода – в унисон твердят, что им не хватает сотрудников. Но дефицит они видят только в сегменте высококвалифицированных кадров. Недовольство соискателей предлагаемыми зарплатами они объяснили тем, что на высокий доход рассчитывают люди с недостаточным уровнем квалификации.

Начальник отдела подбора и развития персонала Балтийского завода Эльгиза Кайкина рассказала, что на предприятиях судостроительной отрасли обычно применяется прогрессивная система оплаты труда. «Чаще всего на рынке труда мы наблюдаем не дефицит квалифицированных специалистов, а разрыв между квалификационными требованиями предприятия и квалификацией соискателя», – сказала она. По словам Кайкиной, прежде чем взять нового сотрудника, предприятие оценивает, насколько велик этот разрыв, и рассчитывает, сколько времени потребуется на дополнительную подготовку или переобучение.

Переизбыток инженеров, дефицит рабочих

На судостроительных предприятиях Петербурга сейчас сложились конкурентные зарплаты, но высокие доходы имеют только те работники, которые длительное время проработали на крупных предприятиях. По данным hh.ru, механикам-гидравликам по ремонту кран-манипуляторов в Петербурге готовы платить до 200 000 руб., судовым сварщикам и трубопроводчикам – от 150 000 руб., сервисным инженерам – от 120 000 руб.

Кайкина считает, что выпускники и уже вышедшие на рынок молодые специалисты обладают низкой квалификацией. У них отсутствует минимальный опыт. «Эти барьеры приводят к тому, что молодые специалисты меняют свои карьерные планы», – говорит Кайкина. По ее словам, сейчас наблюдается переизбыток инженерных кадров и дефицит рабочих.

В то же время среди абитуриентов популярность судостроительных профессий сохраняется, рассказала проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Елена Счисляева. У поступающих остаются востребованными специальности, напрямую связанные с судостроением — «проектирование и постройка кораблей, судов и океанотехники», «кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры», а также «машиностроение».

«В этом году на 999 бюджетных мест бакалавриата и специалитета очной формы обучения подано 11 313 заявлений», – рассказала Счисляева, добавив, что 85% выпускников остаются работать в судостроительной отрасли.

В пресс-службе «Адмиралтейских верфей» отмечают, что судостроительным специальностям обучает лишь небольшое количество учебных заведений, что приводит к дефициту новых квалифицированных работников. Многие судостроительные предприятия сами занимаются повышением квалификации работников, но это тоже относится к квалифицированным сотрудникам, которые работают не первый год.

Правительство России озаботилось проблемой дефицита кадров в судостроительной отрасли

Тему подняли представители российских верфей на недавнем совещании с вице-премьером РФ Юрием Трутневым. Судостроители жаловались на то, что из-за дефицита кадров они вынуждены сами заниматься подготовкой специалистов, и просили государство рассмотреть возможность финансирования этих расходов. «Я считаю, что это правильный вопрос, мы постараемся в этом помочь», — пообещал Трутнев. Эксперты считают, что нехватка кадров связана с растущей загрузкой судостроителей, а также востребованностью ценных работников в других странах. Следствием дефицита становятся многомиллионные убытки предприятий.
Вакансий много, резюме — мало
«Сейчас компании с большим количеством заказов особенно остро нуждаются в основных производственных рабочих — тех самых сборщиках корпусов, электросварщиках», — говорят в пресс-службе «Северной верфи». Ранее таких специалистов готовили ПТУ, но в последние десятилетия многие училища из-за недобора студентов закрылись или были перепрофилированы на подготовку «модных» специальностей. В настоящее время в Питере специалистов по судостроению готовят несколько учебных заведений. Это — Петербургский государственный морской технический университет, БГТУ «Военмех», Военно-морская академия, Колледж судостроения и прикладных технологий, а также Петербургский политехнический университет. Примечательно то, что конструкторов, технологов, инженеров, экономистов найти проще, хотя уровень их подготовки за последние десятилетия снизился. Наиболее жесткий дефицит наблюдается среди квалифицированных проектировщиков, добавляют на «Северной верфи».
Сегодня зарплаты в судостроительной отрасли значительно превышают средние показатели региона. По данным пресс-службы Балтийского завода, у основных производственных рабочих средняя зарплата — почти 80 тыс. руб. На Средне-Невском судостроительном заводе этот показатель достигает 75 тыс. руб. в месяц, сообщили в пресс-службе предприятия. По данным hh.ru, сварщикам верфи предлагают около 80 тыс. руб. ежемесячно, сборщикам — 70 тыс. руб., чуть меньше инженерам и мастерам — 55 тыс. руб.
Где же найти рабочих?
Особенно остро проблема дефицита специалистов встала в прошлом году из-за резкого роста заказов на питерских верфях, в основном на рыболовецкие суда. «До недавнего времени загрузка верфей была неравномерной, что позволяло судостроителям успешно привлекать подрядные организации, в которых трудятся привлекаемые квалифицированные рабочие, как в России, так и за рубежом. В первую очередь, из Украины. Такая работа позволяла частично перекрыть нынешний дефицит кадров», — рассказывает генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев.
По словам Соловьева, верфи часто привлекали одних и тех же подрядчиков в разные периоды времени. Для судостроителей такая схема работы удобна, поскольку позволяет гибко оперировать рабочей силой. Например, на ВСЗ подрядные организации выполняют около 50% от общего объема работ на том или ином заказе. На других предприятиях Петербурга и Ленобласти доля подрядчиков может составлять от 20-30% до 100%.
Однако привлечение сторонних компаний становится проблематичным, когда верфи сталкиваются с одновременной долгосрочной загрузкой. «Именно это мы наблюдаем последний год. Прекрасно, что верфи набрали большое количество заказов, но кто их теперь будет выполнять, где взять людей?», — рассуждает Александр Соловьев.
Квалифицированные специалисты устремились за рубеж
Еще один фактор, резко обостривший дефицит кадров, связан с введением безвизового въезда в Евросоюз для граждан Украины. После отмены виз украинским специалистам, работающим в подрядных организациях, удобнее и выгоднее ездить на работу в Румынию и Венгрию — страны, где зарплаты выше, чем в России, заключает эксперт.
Нехватка кадров на судостроительных предприятиях Петербурга и Ленобласти приводит к увеличению сроков строительства судов и снижению маржинальности отрасли. Все это оборачивается убытками на судостроительных предприятиях, заключает Александр Соловьев. По мнению представителей отрасли, для решения кадровой проблемы нужен комплекс мер. Это и повышение оплаты труда, и социальный пакет, и ипотечные программы, и развитие системы дополнительного образования, а еще цифровизация производства, добавляют представители «Северной верфи».

РАЗ

Поделиться с друзьями