«Мусорная» реформа в Петербурге: первые итоги - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Разницу между тем, кто что-то достиг, и тем, кто не достиг ничего,
определяет то, кто стартовал раньше.
Чарльз Шваб

«Мусорная» реформа в Петербурге: первые итоги

12.10.2022 в 19:17 | время чтения: 5 мин.

В Петербурге 1 января 2022 года стартовала «мусорная» реформа. Город на Неве, как Москва и Севастополь последними примкнули к новому формату обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в других регионах, в том числе в Ленобласти, его запустили еще три года назад. Петербург за девять месяцев сумел во многом адаптироваться к «мусорной» реформе, но часть задач ещё необходимо решить.


Региональным оператором по обращению с ТКО в Петербурге является АО «Невский экологический оператор» (НЭО). Контракт с компанией Смольный заключил в конце прошлого года. Первые недели работы регоператора начались со сложностей. График вывоза мусора с контейнерных площадок в отдельных районах города оказался не отрегулирован из-за смены подрядных организаций. В ряде муниципалитетов эти площадки оказались слишком переполнены, что привело к многочисленным жалобам горожан. В настоящее время ситуация с вывозом ТКО приведена в порядок, о чем свидетельствует заметное снижение обращений петербуржцев на горячую линию НЭО. Если в январе их было более 7 тысяч, в апреле около 3 тысяч, то в августе зафиксировано 1042.


Решая проблемы

Нами совместно с подрядными организациями за последние месяцы проделана большая работа по обеспечению стабильного и бесперебойного вывоза ТКО во всех районах города, отмечает пресс-служба «Невского экологического оператора». В том числе, проведена ревизия всех существующих контейнерных площадок, что позволило оптимизировать маршруты движения спецтехники и в целом улучшить логистику вывоза ТКО. До начала реформы единого перечня контейнерных площадок в принципе не существовало. Кроме того, сообщает НЭО, произошли значимые количественные и качественные изменения в структуре транспортного парка. У подрядчиков появилось большое количество новых мусоровозов, в том числе малой и средней вместимости, которые наиболее приспособлены для работы в районах плотной застройки, в том числе историческом центре Петербурга. В настоящее время ежедневно на линии выходит в среднем 299 машин, но при необходимости их количество может быть оперативно увеличено — в течение года на линию выходило до 478 мусоровозов в день. Всего в информационной системе организации зарегистрированы 811 единиц спецтехники для вывоза мусора.
Региональный оператор признается, что отдельные сложности пока еще до конца неразрешены. В частности, ряд потребителей продолжают намерено уклоняться от заключения договора на вывоз мусора. На сегодняшний день в Петербурге таких уклонистов среди представителей бизнеса более 45 тысяч. Чаще всего, это собственники нежилых помещений в многоквартирных домах, которые сдают площади в аренду индивидуальным предпринимателям под магазины, салоны красоты. Такие объекты генерируют большие объемы отходов, которые либо подкидывают на ближайшие контейнерные площадки жилых домов, либо вывозят своими силами в неизвестном направлении, что является прямым нарушением законодательства. Еще одна серьезная проблема — несанкционированное складирование строительного мусора на контейнерных площадках, предназначенных для сбора ТКО. Отходы от капитального ремонта не относятся к ТКО и не включены в тариф. Для их вывоза необходимо заключать отдельный договор с региональным оператором или специализированным перевозчиком, однако на практике строительные отходы регулярно оказываются на контейнерных площадках, в том числе по вине недобросовестных компаний и частных лиц, предлагающих услуги по их вывозу.


Инвестиционный вопрос

Стоит добавить, что в сентябре депутаты петербургского ЗакСа предложили обнулить регоператору налоговую ставку на прибыль. Предполагается, что в результате данного новшества тарифы на вывоз ТКО должны подешеветь. Два года назад аналогичный законодательный документ по отношению к своему мусорному оператору приняли в Ленобласти. Правда, к данной инициативе петербургских депутатов в НЭО отнеслись со скептицизмом. «Она (инициатива) подразумевает крайне сложный и неудобный для регионального оператора механизм компенсации выпадающих доходов, в случае снижения тарифа.

В рамках разработанной экономической модели, основным источником прибыли регионального оператора должна была стать реализация вторичных материальных ресурсов. Однако в связи с более чем двукратным падением закупочных цен на основные виды вторсырья летом этого года, доходность от продажи ВМР фактически находится на уровне рентабельности, что ставит под сомнения возможность достижения запланированных показателей. При этом основная причина роста тарифа — появление в его составе инвестиционной составляющей, что обусловлено необходимостью строительства новых мусороперерабатывающих производств»,- отмечает региональный оператор.
Напомним, единой концепцией по обращению с отходами Петербурга и Ленинградской области запланировано строительства пяти новых комплексов переработки отходов, мощностью до 600 тыс. тон в год каждый. Два из них — КПО «Волхонка» и КПО «Новоселки» — будут построены на юге и на севере города. Еще три объекта планируется разместить на территории Всеволожского, Выборгского и Ломоносовского районов Ленобласти.
Первую очередь «Волхонки», рассказывают в НЭО, которая позволит обрабатывать до 200 тыс. тон ТКО в год, планируется запустить до конца этого года, вторую еще на 400 тыс. тон в году — в следующем году. По КПО «Новоселки» проект находится в стадии разработки, до конца этого года планируется провести общественные обсуждения оценки воздействия на окружающую среду, после чего проектная документация будет направлена в государственную экологическую экспертизу. Проекты двух КПО в Выборгском и Всеволожском районах Ленобласти (КПО «Островский» и КПО «Дубровка») в настоящее время находятся на рассмотрении в государственной экологической экспертизе, которая должна завершиться до конца октября. На территории предполагаемого размещения КПО «Юго-Западный» в Ломоносовском районе области проводятся дополнительные изыскания, призванные оценить риски возможного негативного воздействия на ближайшие водные объекты, которые питают, в том числе, фонтаны Петергофа. Решение о возможности строительства КПО на данном участке будет приниматься после завершения изысканий.

Внешние факторы

Петербург и Ленобласть, как регионы, скорее можно отнести к «середнячкам» реализации «мусорной» реформы, считает эксперт «Центра экономических разработок» Ирина Бухрина. Сравнительно связки Москвы и Подмосковья они уступают в реализации проектов по строительству мусороперерабатывающих заводов. «В настоящее время в отдельных регионах инвесторы начинают отказываться от строительства МПЗ из-за разногласий о мерах поддержки таких проектов в правительстве. Кроме того, антироссийские санкции также ударили по отрасли, некоторые технологии и материалы теперь недоступны. Все это может привести к увеличению сроков реализации проектов, находящихся на начальной стадии реализации, в том числе в Петербурге и Ленобласти. Касаясь своеобразных новшеств «мусорной реформы» следует отметить принятый в июне этого года закон об обращении со вторичными ресурсами. В соответствии с ним с 1 марта 2023 года россияне будут обязаны сортировать и выбрасывать мусор в разные типы контейнеров. Кто будет следить за их наличием, а также за тем как выбрасывают мусор граждане четко не расписано. При низкой социальной культуре ответственности россиян, многочисленных прецедентов вывоза отсортированного мусора в одной машине и предположительно на одну свалку, данный закон вряд ли будет эффективно реализован», — делает выводы эксперт.

Артем Алданов.

Поделиться с друзьями