Продажи автомобилей в Санкт-Петербурге упали - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: „Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.“


Фрэнсис Бэкон

Продажи автомобилей в Санкт-Петербурге упали

01.06.2022 в 18:23 | время чтения: 6 мин.

Такого головокружительного спада продаж автомобилей дилерскими автоцентрами в Санкт-Петербурге, какой случился в марте-апреле, не было, наверное, со времен образования самих этих центров. Какие только фразы и эпитеты не приписывают этому спаду, какие только синонимы к нему не подбирают – невиданное проседание продаж, обвал, историческая стагнация, крах, цены-шок и т.п. Некоторые эксперты считают, что часть дилерских центров, может быть даже большая, вообще может закрыться.

Как сообщает Auto-Dealer.ru, за первые три месяца года в Петербурге продали 24850 новых автомобилей, то есть почти на 40 процентов меньше, чем за тот же период прошлого года. В апреле спад продаж продолжился, хотя уже и не такими темпами, как в начале года.

Индекс контрактования новых автомобилей в автомобильных салонах Петербурга в апреле по сравнению с мартом сократился на 62 процента. Причин такой плачевной ситуации много. Одна из главных – дефицит предложения. Средства массовой информации уже долгие месяцы пишут и говорят о дефиците электронных комплектующих. От этой проблемы сегодня страдает весь мир. Глобальная индустриализация и международное разделение труда дали сбой. Как так получилось, что большая часть заводов, производителей автомобилей, стали зависимой от одного только Китая? И почему им теперь трудно, а зачастую и невозможно, переключиться на других поставщиков? Эти вопросы сегодня остаются без ответа.

Покупатель всегда прав?

Типичная ныне ситуация — покупатель хочет купить ту машину, которая ему нравится, определенного бренда, модели, цвета, комплектации. А в дилерских центрах таких машин нет, и когда будет, неизвестно. Некоторые соглашаются – хорошо, давайте другую модель, другого цвета, но хотя бы в течение месяца. Ему отвечают – надо подождать, как минимум полгода. Ассортимент готовых к продаже машин в дилерских центрах сократился неимоверно. Как правило, это машины – не самые «свежие», предыдущих годов выпуска. Но не каждый согласится купить то, что есть в наличии. Примерно то же самое может произойти в булочной – вы хотите купить свежую ароматную булочку с ванилью и изюмом, а вам предлагают вчерашний дарницкий хлеб.

За последний год в Санкт-Петербурге сложился своеобразный негативный тренд. Покупатели автомашин, желающие получить нужную комплектацию по интересной цене, в условиях всеобщего дефицита понимают, что дешевле они уже точно ничего не поимеют. Поэтому решают быстрее брать машину здесь и сейчас. Причем, из того самого небольшого перечня, который есть. А зачастую это более слабая комплектация, да еще другой модели, но того же бренда. К примеру, человек хотел купить LADA Granta, но ему в результате подбирают Vesta или Xray. Но в другой комплектации и другом цвете. Такой вот покупательский выбор получается.


Когда желания не совпадают с возможностями


Неимоверный рост цен на машины произошел из-за дефицита комплектующих, а позже добавился за счет спецоперации на Украине, когда на нас навалились западные санкции. Все проблемы сейчас перемешались, объединились в один большой клубок, а итоговым результатом этого стали просто необъяснимые цены на автомобили. Комментируя такую ситуацию, эксперты считают, что если раньше причиной стагнации в продажах был дефицит машин у дилеров, то теперь появился еще один негативный фактор — дефицит спроса. И этот дефицит спроса связан именно с ценами.
По мнению тех же экспертов, на фоне всех возникших проблем дилерские центры не смогли даже реализовать имевшийся потенциал спроса, поскольку не захотели предложить клиентам адекватных цен. Машин у дилеров и дистрибьюторов было достаточно для того, чтобы продать их намного больше. Это нежелание поработать с ценами было легко объяснимо – дилеры не спешили с распродажами, потому что не были уверены в пополнении складов новыми автомобилями. В конечном результате продажа основных легковых брендов в апреле просела до 80% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Китайцы наступают, однако

Самое удивительное, а может, и нет, что на фоне многочисленных перебоев с производством и продажей автомобилей основных западных брендов у китайских марок таких проблем практически нет. Чем меньше автомашин продают западники, тем больше – китайцы. Сократив производство и поставки автомобильных плат для своих конкурентов, свои машины китайцы этими чипами снабжают исправно.

Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» говорит, что сейчас для производителей китайских автомашин самое время укрепить свои позиции на автомобильном рынке в России. Статистика продаж автомобилей из Поднебесной  за последние несколько лет показывает их уверенный рост.  Например, в 2021 году Geely, Chery и Haval увеличили объемы реализации моделей на 120%, 143% и 147% соответственно. И такая положительная динамика имеет все шансы на продолжение.

Китайские машины сегодня – уже не те, что были 10 лет назад. Они стали намного качественнее, настолько, что могут смело конкурировать со своими основными соперниками. Трудно строить долгосрочные прогнозы, однако ситуация последних лет уверенно говорит о том, что рост продаж автомобилей китайских брендов будет увеличиваться. И Запад своими санкциями только помогает Китаю закрепиться на автомобильном рынке России. Свято место пусто не бывает, освободившиеся ниши обязательно должен будет кто-то занять.

Многие эксперты полагают, что китайские производители к тому же могут еще в большей степени локализовать свое производство на территории нашей страны. У них уже есть заводы в России, но этот процесс ведь можно расширить. Тем более, если европейские, японские и корейские концерны захотят избавиться от своих активов в России. Этот вопрос пока тоже остается без ответа, но тенденция все равно проглядывается.

Чего ждать дальше

Ближайшее будущее автомобильного рынка в Санкт-Петербурге, как впрочем, и во всей России, будет зависеть от многих причин. Если отечественному автопрому под натиском санкций удастся оперативно решать свои застарелые и вновь появившиеся проблемы, то российских машин на наших дорогах появится больше. Хотя, ради правды сказать, их в последние несколько лет и так продавалось немало – очень часто наши бренды входили в ТОП-5 и даже ТОП-3 по объему продаж. Если «западники» не передумают и будут дальше сворачивать свое производство и продажи машин в России, то нам здесь уже ничего невозможно будет сделать – как говорится, это их выбор. В таком случае люди будут покупать российские, китайские и еще корейские автомобили — корейцы вроде бы пока не собираются уходить из нашей страны.

Большинство наших граждан волнует сегодня только один вопрос – что будет с ценами на машины. Будут ли они адекватны, приемлемы, доступны, чтобы люди смогли позволить такие покупки. Или мечту о собственном коне придется отложить на долгие годы.

Сейчас многие клиенты автосалонов пересматривают свои желания, занижая собственные аппетиты, соизмеряя с собственными возможностями. Покупают машины поскромнее. Тот, кто понастырнее, продолжает ждать и надеяться, что в ближайшем будущем он, в конце концов, получит свой долгожданный автомобиль. Именно тот, который хотел. Кто-то в сторону автосалонов уже не смотрит, а если автомобиль ему все-таки очень нужен, присматривается к машинам с пробегом. Ведь для кого-то машина роскошь, а для кого-то необходимое средство для передвижения.

ОИН

Поделиться с друзьями