Развитие яхтенного туризма - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то
за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.
Ральф Эмерсон

Развитие яхтенного туризма

19.11.2021 в 10:12 | время чтения: 6 мин.

В сентябре прошлого года губернатор Петербурга Александр Беглов на заседании Морского совета поддержал идею комитета по развитию туризма о создании дорожной карты. В настоящее время власти активно занимаются ее разработкой. Председатель комитета по туризму Сергей Корнеев надеется, что городская концепция развития яхтинга, в частности, будет включена в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Первые впечатления от знакомства с Санкт-Петербургом, которые получают вновь прибывшие иностранцы, не должны омрачаться неприглядным видом городских причалов и всего того, что сейчас там можно увидеть. Для туристов, прибывающих в город на морских судах, важно развивать сеть гостиниц, кафе, баров, ресторанов, в том числе и на воде. Большую роль в совершенствовании туристической отрасли в будущем будет играть яхтенный туризм, который сегодня в городе находится, мягко говоря, в зачаточном состоянии. Однако для строительства современных марин, способных привлечь иностранных любителей яхтенного спорта, нужны немалые средства.

В правительстве Петербурга сейчас работают над «Дорожной картой развития водного отдыха и туризма в Петербурге и Ленобласти на период 2021–2025 гг.», рассказал чиновник экономического блока Смольного, знакомый с содержанием документа. Сейчас в дорожной карте 25 проектов.

В сентябре прошлого года губернатор Петербурга Александр Беглов на заседании Морского совета поддержал идею комитета по развитию туризма о разработке дорожной карты. Председатель комитета Сергей Корнеев надеется, что городская концепция развития яхтинга будет включена в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Корнеев говорит, что, развивая яхтинг, город получит дополнительный источник дохода от новых туристов. Но в Петербурге не хватает марин. Сейчас их пять, но только две из них относятся к маринам высокого уровня. Президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев оценивает строительство одной яхтенной марины в сумму от 2 до 3 млрд руб.

Нужна серьезная работа и большие средства

11 пунктов дорожной карты касаются изменений местного и федерального законодательства. Необходимо разработать региональную программу развития яхтенной инфраструктуры, упростить процедуру прохождения границы и решить проблему плавания яхт под иностранным флагом по внутренним водным путям.

В числе 25 записанных в дорожную карту проектов. Среди них — устройство марины на 300 яхт в Галерном ковше Васильевского острова, создание инфраструктуры для приема яхт с большими парусами в Ломоносове, обустройство комплекса зимнего хранения яхт в Кронштадте, организация гостевых стоянок на реках Волхов и Свирь. А также создание пяти плавучих гостиничных комплексов с причальной инфраструктурой на Выборгской, Вознесенской и Аптекарской набережных и нового жилого района из плавучих домов в Невской губе.

Каждому из проектов подбирают исполнителя, пока работа в самом начале. Сейчас в дорожной карте упомянуты три компании. Одна из них — «Нодус Марин», которая занимается агентированием и обслуживанием водного транспорта. Гендиректор и владелец «Нодус Марин» Сергей Акуленко объяснил, что один проект дорожной карты почти завершен – это яхтенный порт в Пьяной гавани, недалеко от ТРЦ «Питерлэнд». Соинвестором проекта выступает предприниматель Виталий Кожин — сын владельца ТРК «Питерлэнд» Александра Кожина, бывшего председателя комитета по транспортно-транзитной политике Смольного. Размеры инвестиций в проект Акуленко не раскрывает.

Интересных проектов хватает

Акуленко рассказал, что подведомственная ему компания предложила городу еще два проекта. Первый – это строительство гостевого причала в центре Петербурга. «Сейчас городские причалы используются только для посадки и высадки пассажиров. Наша идея – организовать причал для длительной стоянки яхт, в том числе больших. Например, в акватории у Петропавловской крепости, где проходит множество интересных событий, это будет привлекать яхтсменов», – объясняет Акуленко.

Второй проект — создание рыболовецкой деревни, в которой предусматривается несколько плавучих дебаркадеров с променадами в дизайне разных исторических эпох. «Там могут быть рестораны, музеи, магазины, гостиницы, лектории. Такие дебаркадеры можно швартовать в разных местах в акваториях Петербурга и Ленинградской области», — рассказал Акуленко. Оба проекта, по его словам, существуют в виде эскизов, финансовые бизнес-модели еще не создавались.

Причалы бывшего Речного вокзала ждет реконструкция

Администрация Петербурга собирается реконструировать причалы снесенного в 2012 г. Речного вокзала на проспекте Обуховской обороны. Эти мероприятия напрямую связаны с общей концепцией развития туризма в Северной столице. Строить новый вокзал не планируется, а для приема судов отремонтируют причальные стенки, об этом рассказал чиновник из экономического блока правительства Петербурга.

Ленинградский Речной вокзал построили в 1974 г., он включал причалы, пассажирский терминал и 14-этажную гостиницу «Речная». Союз архитекторов Санкт-Петербурга в 2009 г. обращался к властям с просьбой предоставить комплексу Речного вокзала статус памятника, но этого не было сделано. В 2012 г. компания «Мегалит», в собственности которой находился земельный участок, снесла здания Речного вокзала и построила на их месте 24-этажный жилой комплекс «Дом-мегалит на Неве».

Три причала остались в федеральной собственности и продолжали принимать речные круизные суда. Сейчас причалы Речного вокзала находятся в оперативном управлении у Агентства внешнего транспорта, подведомственного Смольному. В 2020 г. на этих причалах обслужили 30 судозаходов, потратив на это 1,6 млн руб. и выручив 2,2 млн руб., сообщили в пресс-службе комитета по транспорту. В 2021 г., по состоянию на 1 сентября, к причалам Речного вокзала швартовались 98 круизных судов.

Что будет дальше

В экономическом блоке администрации говорят, что в следующем году причалы пройдут техническое освидетельствование. Сейчас чиновники ищут источник финансирования. Либо это будут средства из бюджета Петербурга, либо будет использован механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Сумма затрат станет ясна после выяснения состояния причалов, но это «больше, чем десятки миллионов рублей, – с советских времен там ремонт не проводили», – говорят в администрации.

Если комитету по транспорту согласуют бюджетное финансирование на реконструкцию причалов, то планируется завершить работы в 2024 г. В случае утверждения концепции государственно-частного партнерства процесс восстановления может растянуться на несколько лет.

Сейчас речные круизные суда в Петербурге принимают по трем адресам.Кроме Речного вокзала это Уткина Заводь (Октябрьская набережная, 31) и причал Соляной (Октябрьская набережная, 29а). Причалов в Петербурге до пандемии не хватало, рассказал генеральный директор одной из судоходных компаний: «В пик сезона на Уткиной Заводи приходилось параллельно швартовать сразу четыре борта».

«Причалы Речного вокзала очень хороши для швартовки: рядом станция метро «Пролетарская», есть стоянка для автобусов и не надо дожидаться развода мостов. Все суда с иностранными туристами стремились остановиться именно там», – рассказал директор компании. Он считает, что для нормальной работы этих причалов достаточно имеющейся инфраструктуры: билетных касс, возможности бункеровки судов водой и приема сточных вод.

Однако этого мало для реализации проекта ГЧП, полагают эксперты. Чтобы проект был рентабельным, он должен включать создание кафе, торговых центров и, возможно, гостиницы. Иначе бизнесу он будет неинтересен. Руководитель агентства «Портньюс» Виталий Чернов говорит, что в качестве речного вокзала надо использовать дебаркадер, где можно будет разместить кафе, магазины и другие коммерческие объекты. Только после реализации всех этих мероприятий можно будет говорить о том, что набережная Невы и ее причалы соответствуют самым современным требованиям.

Поделиться с друзьями