Мини-склады в Петербурге подросли - Промышленность Санкт-Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Мини-склады в Петербурге подросли

06.10.2022 в 11:33 | время чтения: 4 мин.

Складские комплексы формата self-storage в Санкт-Петербурге с начала года нарастили число объектов почти на 12%. Эксперты считают, что этот шаг запоздал — скорее всего спрос на «мини-боксы» будет падать.

Self storage – формат складских помещений для мелких (индивидуальных, частных лиц) и средних (компаний с небольшим объемом складирования) арендаторов.

Чаще всего такой складской комплекс представляет собой локальный объект в локации с идеальной доступностью, разделенный на большое количество боксов разной площади – в одном комплексе их может быть от нескольких сотен, до нескольких тысяч.

В России минимальные боксы имеют размер около 0,5 м3, по сути являясь аналогом банковских ячеек с пониженной гарантией сохранности.

Идея складов Self storage появилась в США в конце 50-х годов прошлого века. На родине формат быстро набрал популярность — сегодня там действует более 50 тысяч таких складов, которыми пользуются как частные городские домохозяйства, хранящие там вещи, не помещающиеся в городской квартире, так и мелкие коммерческие компании. Общая площадь складов индивидуального хранения в Штатах превышает 200 млн м2, а объем рынка оценивается в $23 млрд.

В Европе этот формат прижился гораздо меньше – общий объем рынка self storage оценивается в €3 млрд.

В России первые self storage (не считая камер хранения на вокзалах) начали появляться лишь около 15 лет назад. Как раньше, так и сейчас среди индивидуальных арендаторов здесь лидируют жители мегаполисов, хранящие на этих складах сезонные вещи – автомобильные шины, велосипеды, снегокаты, мотоциклы и проч. Это — постоянные клиенты, обеспечивающие основную прибыль операторов складов. Помимо них из «частников» услугами self-storage пользуются люди во время переезда, ремонта дома и проч.

Согласно данным экспертов компании Maris, на конец сентября 2022 года на рынке Санкт-Петербурга действуют 144 складских комплекса в формате self-storage. Они работают под брендами «Простор», «ТвойСклад24», «Мини Склад», «Smart Склад», «Кладовочка.РФ», «Место Есть» и др.

С января по сентябрь текущего года в городе появился 21 новый объект формата self storage, а общее число операторов достигло 44.

С начала года арендные ставки в сегменте практически не изменились. В теплых (отапливаемых) складах self-storage они варьировались в пределах 800 – 2 200 рублей за м2 в месяц, в холодных – от 750 до 1 400 рублей.

К сожалению, предложение явно предвосхитило спрос, или запоздало среагировало на прогнозные ожидания. «Сокращение числа малых предприятий, разрыв логистических цепочек поставок и утрата большей части иностранных контрагентов в первые 9 месяцев 2022 года привели к существенному сокращению объемов спроса со стороны сектора e-commerce, который являлся определенным драйвером развития сегмента с 2020 года», — констатируют аналитики Maris.

Характерно, что в 2022 году сегмент прирастал в основном отапливаемыми складскими мощностями (по итогам третьего квартала на него приходится 26% всех складских комплексов данного формата), доля смешанных складов составила 7%.

А основную долю рынка по-прежнему занимают неотапливаемые склады self-storage, большая часть которых размещена в Выборгском, Приморском и Красногвардейском районах.

По мнению экспертов, среди коммерческих арендаторов складов self-storage в России занимают небольшие компании сегмента е-commerce. Несмотря на прогнозированное снижение этой доли рынка с выводом из России ряда западных товаров и брендов, опасения, похоже, не оправдались.

Как мы рассказывали ранее, по прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) по итогам текущего года этот рынок может увеличиться почти 40% (более чем до 5 трлн рублей) по сравнению с АППГ.

«Мы очень сдержано относились к прогнозам в интернет-торговле в первые месяцы года — на дальнейшее развитие влияло огромное количество факторов, предугадать которые не представлялось возможным. Однако сейчас можно уже с уверенностью сказать, что рост электронной коммерции в России по итогам года может составить около 40%», – говорит президент АКИТ Артем Соколов.

Максимальный рост продаж наблюдался в категории «ювелирные изделия и часы», хорошую динамику продемонстрировали также «садовая техника и инструменты» и «зоомагазины». А топ е-commerce сформировала традиционная пятерка лидеров: цифровая и бытовая техника — 591,5 млрд рублей, мебель и товары для дома — 485,7 млрд рубле, одежда и обувь — 376 млрд рублей, продукты питания — 353,5 млрд рублей и товары для красоты и здоровья — 201 млрд рублей.

«Очевидное объяснение этих фактов — ускоренный рост потребительского спроса на фоне нестабильной ситуации в физической рознице (сокращение ассортимента, уход иностранных брендов) и достаточное количество товарных предложений в онлайне: наличие товаров привычных марок, приход новых брендов, производителей и импортеров», – говорит г-н Соколов.

В общем и целом специалисты считают, что покупательская способность в онлайн-канале с начала текущего года не только сохранилась, но даже выросла, несмотря на все негативные факторы. И в этом существенная доля заслуги принадлежит новым игрокам, выходящим на рынок, т. е. – потенциальным арендаторам складов self storage, если, конечно, операторы этих объектов выстроят грамотные схемы и комфортные условия для привлечения этой категории арендаторов.

Андрей Везин

Поделиться с друзьями